Я родила, но не по-настоящему. Часть 2: о чем говорит наука

Я родила но не по настоящему Часть 2 о чем говорит наука

В прошлой статье (https://www.psyoffice.ru/article/81716/) я описывала результаты проведенного мной с моей коллегой исследования социальных представлений об операции кесарева сечения. Статья вызвала достаточно живой отклик читателей, поэтому сегодня я продолжаю разговор на эту тему. Задача моей сегодняшней статьи – рассказать о психологических последствиях такого способа появления ребенка на свет. Сразу хочу подчеркнуть, что статья строится именно на результатах научных исследований, опубликованных в международных журналах.

 На мой взгляд, попытка взглянуть на проблему с такой точки зрения очень важна. Как показала даже дискуссия в комментариях к предыдущей статье, эта тема серьезно нагружена мифами и стереотипами, которые могут, в том числе, нарушать эмоциональное состояние женщины, приводить к явлениям дискриминации и самодискриминации матерей, родивших ребенка «не по-правильному».

Итак, о чем же говорит нам психологическая наука?

Вообще, в современной психологической литературе в материнстве очень активно усматривают влияние всяких разных социальных факторов. Материнство - это та роль, которая активно предписывается женщине со стороны общества и ее исполнение регулируется довольно жесткими социальными нормами.

Социальные нормы и ожидания вмешиваются и в процесс появления ребенка на свет, часто именно они диктуют готовящимся стать матерями женщинам те или иные решения: женщина старается быть «хорошей матерью» и глазах окружающих, и в своих собственных.  

Рождение ребенка – это очень важное жизненное событие. То, как женщина его переживает, оказывает большое влияние и на психологическое, и на физическое благополучие и матери, и новорожденного.

Кесарево сечение именно в последние годы стало изучаться не только с медицинской, но и с психологической точки зрения. Ученые обращают внимание на три основных вопроса:

- влияние операции на психологическое благополучие женщины;

- влияние на физическое и психическое развитие ребенка;

- влияние на развитие отношений между матерью и ребенком.

Немножко расскажу о том, что известно сейчас по каждому из этих пунктов. Многие женщины испытывают сильное недовольство собой, потому что они чувствуют, что принимали недостаточное участие в процессе рождения ребенка, были недостаточно активны. Неприятные переживания еще бывают связаны с ощущением потери контроля над ситуацией. Иногда есть гнев в адрес врачей из-за того, что они решили оперировать. Некоторые женщины начинают ощущать собственную неполноценность по причине того, что «не смогли родить сами», у них снижается самооценка. Есть даже исследования, в которых показано, что родившие с помощью «кесарева» женщины ощущают себя «другими» и чувствуют, что сообщество «нормальных матерей» не готово включать их в свою группу. На мой взгляд, это важные факты, которые могут показать, по каким направлениям важно оказывать психологическую помощь женщинам, которые восстанавливаются после перенесенной операции.

Тема психологических последствий рождения при помощи кесарева сечения для ребенка очень противоречива. В научной литературе, например, высказывается предположение, что такие люди в будущем склонны формировать «менее осознанные жизненные сценарии». Основная идея здесь в том, что рождение таким способом для ребенка крайне неожиданно, внезапно и поэтому пугающе. В результате человек может неосознанно стремиться к повторению полученного травматического опыта, проявляя тенденцию попадать в трудные ситуации и надеяться на спасение из них с чьей-то помощью; обладать повышенной чувствительностью к проблемам отвержения и отделения от значимых других и т.д.. Но здесь важно понимать, что это, в основном, теоретические построения, так и не получившие внятного экспериментального подтверждения.

Экспериментальные исследования, которые мне попадались на эту тему, содержат противоречивую информацию. В одних показано, что рожденные с помощью планового кесарева сечения дети самые благополучные с точки зрения наличия у них эмоциональных проблем. А в других, наоборот, показано, что у «кесарят»-дошкольников выше уровень депрессии, тревоги и проблем со сном.

Получается, что вопрос о последствиях этого способа родоразрешения для развития ребенка в «строгой» науке остается открытым и нуждается в дальнейших исследованиях.

Скажем несколько слов о влиянии способа родоразрешения на отношения между матерью и ребенком. В науке есть данные о том, что перенесшим кесарево сечение женщинам все-таки требуется обычно немного больше времени для установления устойчивой эмоциональной связи со своим ребенком. Оказывается, здесь имеет значение и способ анестезии, который применялся во время операции: особенно «не везет» в этом смысле матерям, перенесшим общий наркоз (многие из них, по данным исследований, испытывают при пробуждении трудность в том, чтобы узнать появившегося ребенка как «своего»).

P.S. В комментариях я помещу список некоторых из научных статей, которые были использованы при подготовке этого материала.



Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Прочная связь. О том, как влияет психологическое состояние беременной женщины на ее будущего ребенка
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • Хочу ребенка! Что важно осознать. Упражнение для будущих мам.
  • Сексуальное развитие ребенка: что «нормально», а что – нет
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Беда не в том, что снятся кошмары, беда в том, что они сбываются…
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Что такое зависимости и какие они бывают с точки зрения психотерапевта?
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Женственность - что это для современной женщины?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь