|
Веер эмоций. Техника работы.Автор статьи: Глушаева Ольга Сергеевна
ВЕЕР ЭМОЦИЙ. ТЕХНИКА РАБОТЫ. Можно представить, что наши чувства располагаются слоями. На поверхности оказываются те из них, которые, во-первых, часто переживаемы, а потому - привычны, а, во-вторых, те, которые для человека наиболее выносимы. Например, есть люди, которые часто злятся. Злость, гнев - это для них те чувства, которые они могут выдержать. И у них есть привычка реагировать злостью на широкий круг ситуаций. А, например, почувствовать боль или печаль для них труднее. Или есть люди, которые в хорошем контакте с чувством обиды. И это для них привычное чувство, которое актуализируется очень легко и быстро. А вот злость, к примеру, им будет почувствовать сложнее. Кто-то может быть в хорошем контакте с болью и печалью, но совсем утрачивает контакт с чувством радости. Бывает так, что основная эмоция, которую часто переживает человек, - это страх. Для него - это эмоция номер один, которая ждет на поверхности и проявляется в широком круге ситуаций. А до чувства любви никак не добраться. У каждого конкретного человека будет свой рисунок чувств. 2-3 чувства на поверхности, а за ними слои, слои и слои чувств, доступ к которым случается реже, на короткие моменты. Как это выглядит, когда человек приходит на консультацию или в более длительную работу? Выносимые и часто переживаемые чувства он предъявляет. Рассказывает о них из консультации в консультацию, может выражать прямо на консультации. Часто именно эти чувства из-за своей силы и частоты проявления начинают представлять для человека проблему, осложнять отношения с окружающими, да и самому человеку не так легко все время пребывать в ограниченном круге своих чувств. Это, как если бы, мы были вынуждены изо дня в день есть только лук и чеснок, или одни соленые огурцы, или только тортики. Нам нужны разнообразные вкусы и оттенки вкусов. И нам нужны все наши чувства для физического и душевного здоровья. Человек не всегда может ответить на прямой вопрос: "А что еще Вы чувствуете, кроме...(чувство, про которое человек все время говорит)?" Здесь может помочь один прием, в котором мы активно задействуем воображение. Как вариант, можно взять листочек бумаги и на нем рисовать и писать. Готовы провести самодиагностику? Тогда вперед! Представьте ряд пустых стульев. И на первый стул мы садим то чувство, которое испытываем часто или постоянно. Что это за чувство? Затем задаем клиенту или себе (если делаете для себя самостоятельно) вопрос: "А какое чувство мы посадим на свободный стул рядом?" Когда второй стул занят, мы вновь задаем такой вопрос про свободный третий стул. И продолжаем эту работу столько времени, сколько чувств еще готовы приходить. Как вариант, я уже писала выше, можно использовать лист бумаги, рисовать на нем кружочки и подписывать чувства. Иногда, при проведении техники, чувств становится так много, что сложно удержать в воображении такой длинный ряд стульев. Когда клиент говорит про очередное чувство, можно задавать ему вопросы о том, что в его жизни сейчас вызывает это чувство? По поводу чего оно? Чем мне самой нравится этот прием? Он помогает соприкоснуться с веером чувств, которые присутствуют в душе человека. Сделать их осознаваемыми, начать проживать и выражать. Можно двигаться в этой технике медленно, возвращаясь к ней из консультации в консультацию. Ведь некоторые чувства спрятаны так глубоко и так пугают, что требуется много времени, чтобы до них добраться. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|