|
Психология первородного повреждения души и никакой «яблочной» мистики…Автор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Одним из самых интригующих и волнительных вопросов психологии вообще и психологии христианской в частности является вопрос «первородного греха» или правильнее первородного повреждения всей телесно-духовной природы первозданного человека, обладавшего непостижимыми духовными качествами и способностями, которых давно уже нет у современных людей. Как известно из книг Священного Писания лукавый Змий хитростью и обманом предложил жене вкусить т.н. запретного плода с Древа познания добра и зла, после чего и произошло то, о чём известно, как о великой антропологической катастрофе грехопадения первозданного Человека во плоть.
Что же подразумевается в Священном Писании под Древом познания добра и зла, каковы его плоды и можно ли понять с точки зрения психологии сам механизм повреждения первозданной телесно-духовной природы человека ? Очень часто молодые священники по незнанию или лукавя, преподносят своим чадам эти события в реальных образах «плодового» Эдемского сада в котором растут реальные «плодовые деревья», а нагие Адам с Евой сидят под «яблоней», обвитой змеем, и Ева протягивает Адаму спелое красное «яблоко». Именно из этого образа в проповедях многих священнослужителей можно слышать довольно нелепые заявления о том, что именно чревоугодие и стало причиной грехопадения Адама. Подобные заблуждения не просто дезориентируют неофитов, но создают в сознании людей совершенно ложную обусловленность иллюзией (воображением), не имеющей с христианством, православием и учением отцов церкви ничего общего. Именно по этой причине данный вопрос можно отнести к категории наиболее глубоких не только с точки зрения психологии, но и антропологии, как науки о человеке вообще и всех авраамических религий. Любой духовно образованный и здравомыслящий человек в наше время уже понимает, что практически всё Священное Писание написано языком притч и метафор, отражающих высшие когнитивные процессы, а поэтому понятия о Древе познания и вкушении его плодов также являются точными и ёмкими метафорами, о чём говорят многие святые отцы церкви. Наиболее глубокое разъяснение этих категорий можно найти у ученика преп. Григория нового Богослова — преп. Никиты Стифата в его «Трактате о Рае», где он прямым текстом говорит о сути Древа Жизни и Древа познания добра и зла:
Таким образом, вопрос понимания Бога, как Древа жизни и человека, как Древа познания — это вопрос метапарадигмы устройства мироздания и человека через призму движения соответствующих энергий. В данной связи сам человек, как «Древо» познания добра и зла — это, действительно, очень глубокий и точный образ, отражающий безграничный потенциал внутреннего роста и развития души во всём многообразии её качеств и состояний. Именно в этой связи «плод» «Древа» познания в виде яблока — это бесценная человеческая душа в составе трёх её движущих сил (ума, чувства, воли), которая как и любой плод, может быть наполнена положительными и отрицательными качествами (энергиями) добродетели и страсти, которые для Бога являются более и менее приятными («съедобными»).
Таким образом, с точки зрения метапарадигмы, человек для Бога, как для Большого Ума, действительно, представляет собой уникальный «плод» уникального душевно-духовного «растения» человеческой когниции (познания), наполненный качествами (энергиями) познания жизни из которых наиболее ценными для Бога являются те качества («соки»), которые максимально приближены к качествам Самого Бога. В этом и состоят смысл обожения или спасения души в христианстве. Именно в этой связи сам Христос сравнивает себя с несущим стеблем виноградной лозы «живого растения», способного приносить благодатные плоды веры.
В данной связи суть «грехопадения» или точнее повреждения первозданной природы человека выглядит, действительно, как повреждение души или принесение в эту структуру извне некой чужеродной энергии, которая полностью расстроила внутреннюю согласованность качеств и сил души первозданного человека.
Вот почему вопрос устройства и состояния души Адама через призму внутренних качеств (энергий), обеспечивавших первозданному человеку богоподобие (бесстрастие, нетление и бессмертие), является по сей день самым главным и глубинным в парадигме христианской психологии и антропологии. Многие отцы церкви в разных трудах пытались пролить свет на секрет устройства и повреждения души Адама через призму энергий, но, пожалуй, точнее всех это удалось сделать преподобному Григорию Синаиту, давшему в 5-м томе Добротолюбия наиболее полное и исчерпывающее представление о т.н. изначальных божественных добродетелях и механизме их преломления в душе.
В данной связи можно говорить о том, что с точки зрения парадигмы христианской психологии суть повреждения целомудренной души Адама состояла в привнесении в эту непорочную и целомудренную структуру души первого человека чужеродной энергии самости «Я» (эго) как возможности «Я-познания» себя и мира посредством развития чувственности и рационального эго мышления без Бога. Принцип повреждения души Адама самостью (эгоизмом)
Можно сказать, что в основе повреждения первозданной телесно-духовной природы человека лежало привнесение в душу Адама энергии самости и самолюбия, как способности развивать особый тип ума (ум головы), который не был связан с духовным сердцем (совестью) и с Богом. Именно этот тип ума сегодня известен, как рациональный рассудок или интеллект в более развитом виде. Таким образом, рациональные мышление — это способность человека создавать когнитивные связи и системы связей, которые ориентированы исключительно на воспринимаемую материальную реальность без учёта наличия и законов реальности духовной. Иными словами, рациональный ум — это повреждённый эгоизмом ум, который не замкнут на сердце и совесть, а развивается сам по себе, руководствуясь эго целесообразностью. В данной связи первородное повреждение правомерно рассматривать, как привнесение в систему духовного сердца, как места сосредоточения сил души (ума, чувства, воли искажающего элемента «Я» (эго), способствующего расщеплению изначальных божественных качеств (мудрости, мужества, целомудрия, правды) и созданию системы искажённых качеств со знаком + (плюс) и — (минус) от эталонного значения. Под сердцем духовным понимается важнейший энергетический центр, который образуют основные силы нашей души (ум, чувство, воля), сосредоточенные в данной сердечной области. Таким образом, духовное сердце — это средоточие человеческого существа, или «ядро» всей системы восприятия и осознания из которого исходит и к которому возвращается вся жизнь человека. Духовное сердце — это энергетический узел и «источник всех душевных и духовных движений». Духовное сердце по своему расположению примерно совпадает с сердцем телесным, как главным органом кровеносной системы, но находится не в физическом теле, а в теле душевно-духовном и выходит за границы физического тела. Расположение духовного сердца Исходя из структуры духовного сердца в котором и происходит соединение всех трёх сил души (ума, чувства, воли) не трудно понять, что первородное повреждение залегает на самой глубине души (в духовном сердце) на входе в душу нетварных божественных энергий основных сил души (ума, чувства, воли).
Сам принцип поляризации или преломления в душе через призму эго четырёх основных божественных добродетелей преп. Григорий Синаит сформулировал так:
В соответствии с данным принципом искажения первичных энергий, принцип спасения души выглядит, как возврат основных сил души в первозданное состояние божественных добродетелей мудрости, мужества, целомудрия и правды. которые и обеспечивают душе свободу вхождения в духовный мир. По материалам курса «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии», г. Минск, раздел «Первозданное состояние человека» >>>
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|