|
Откуда берется застенчивость у детей и как с ней бороться?Автор статьи: Кудина Елена Евгеньевна
Застенчивые дети послушны и всегда выполняют просьбы знакомых взрослых. Они часто подвержены влиянию более активных сверстников. Многие взрослые считают застенчивых детей хорошо воспитанными и послушными, хотя ребенок внутренне очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. И, несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Они просто не могут их проявить, отреагировать внешне. Поэтому дети «кипятят» внутри себя эту негативную энергию и обращают ее на себя. Так происходит развитие невротических проявлений, тики, навязчивые движения, пощипывания и др. По внешним признакам застенчивость определяется: - покраснение лица; - дрожи и потливость; - учащенное сердцебиение; - стесненное дыхание; _ тихий голос и опущенные вниз глаза; - скованность мышц и движений. Застенчивый ребенок знает, что надо делать и хочет этого, но не может применить свои знания. Самооценка у таких детей высокая, но они сами думают, что другие к ним относятся плохо и все свои действия проверяют через мнение других. Источником застенчивости является страх перед людьми. Очень часто у застенчивых детей авторитарные родители, которые возлагают большие и неоправданные надежды на своего ребенка. Так, у ребенка развивается комплекс несоответствия и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по какой-либо причине ограничен круг общения или родители всячески оберегают их как бы что не произошло, чтобы никто не причинил им вреда. Встречается застенчивость и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность, постоянный контроль способствуют тому, что дети теряют доверие к миру и окружающим. Мать, переживающая обиду и желая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых и такая установка в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость. Воспитание детей в стиле «Золушки» приводит к выработке психологической защиты и ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности. Поэтому основной причиной застенчивости в детском возрасте является неадекватный стиль воспитания в семье. Довольно часто застенчивые дети обладают большими способностями, легко осваивают компьютер, любят рисовать и читать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками и взрослыми. А в итоге проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам. Чаще всего взрослые обращаются за помощью к психологу тогда, когда застенчивость начинает мешать им и самому ребенку: он всего боится, отказывается общаться со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, не отвечает на вопрос, даже если знает ответ. Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Также неспособность попросить о помощи одна из наиболее серьезных побочных следствий застенчивости. Родителям застенчивого ребенка необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, фон общения должен быть спокойным и доброжелательным. Главное – терпение и тактичность. Необходимо развивать инициативность и самостоятельность. Необходимо стимулировать ребенка в быту к разностороннему общению, например, попросить обратиться с просьбой к продавцу, отдать что-либо. Можно использовать подвижные игры для развития коммуникативных навыков, рисование для выявления и отработки страхов, постановка спектаклей, проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и др.). Обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх. Важно помочь научиться застенчивому ребенку свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Подвижные игры такие как, жмурки, прятки вместе со взрослыми помогут детям выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры-соревнования, например, кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, помогут почувствовать застенчивому ребенку себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности, чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим, а потом похвалить его за смелость, ловкость, выразить радость от того, что играли. Помочь в работе с застенчивыми детьми могут следующие книги:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|