Мне 9 лет. Я ужасно боюсь отвечать на уроках. Когда меня вызывают к доске, я чувствую, что вот-вот взорвусь. Возле доски у меня дрожат колени, я покрываюсь красными пятнами. Меня бросает то в жар, то в холод, руки потеют. И я забываю все, что учила дома.
Такие письма дети пишут на форумах с просьбой и помощи, и каждое письмо находит десятки откликов от детей, подростков, и даже взрослых, которые так и не решили эту задачу.
Страх перед ответом не безобиден. Ребенок, который очень боится, начинает избегать любой активности на уроках, не высказывает своего мнения, прячет глаза от учителя. Он не хочет ходить в школу и ненавидит ее, мучается бессонницей, думая о том, что завтра обязательно вызовут. Он жалуется на боль в животе, и в самом деле ее чувствует. Все, только бы не ходить в школу. Он учится слушаться своего страха и избегает ситуаций, где может его испытать. Но это не облегчает жизнь.
Взрослые говорят «не трусь», «не обращай внимания», «это все ерунда», «никто не замечает».
Но слова не помогают.
Что происходит в душе ребенка, который выходит к доске?
Он с мучительным вниманием отслеживает все признаки тревоги и страха. Замечает как краснеет, как дрожат и потеют ладони, как трясутся коленки. Он ощущает, как жарко становится лицу, а руки холодеют. Как сердце стучит где-то в горле, а дыхание быстрое и поверхностное. Вот на чем он сосредоточен. Не на том, что хочет сказать, а на собственных ощущениях.
Отсутствие концентрации на вопросе, и направление внимания к симптомам тревоги, только усиливают это состояние и мешают ребенку сообразить, что отвечать.
Потом мысли: «они все смеются, «все смотрят, а я красная», «я опозорился», «я хуже всех». Ребенок предсказывает реакцию других детей (не всегда верно), и эта реакция негативная.
И вот ребенок в ловушке: сфокусирован на признаках тревоги (дрожащие ноги, мокрые ладошки, иначе звучащий голос), уверен, что все думают о нем плохо. От этого ноги дрожат еще сильнее, голос становится еще тише, уверенность в грядущем позоре растет.
Здесь нет места для ответа, ребенок полностью, всей душой сконцентрирован на своём страхе.
А после, когда всё кончилось, ребенок переживает последствия позора: думает, как ужасно он выглядел, уверен, что застенчивость и страх перед другими его вечное проклятие.
Но так ли это?
Ведь описанные симптомы знакомы всем. У нас дрожат коленки и потеют ладони даже при радостных и волнующих событиях: при первом поцелуе, при вручении подарка любимому человеку, перед триумфальной защитой проекта. Мы волнуемся, но не концентрируемся на этом волнении. Часто волнение и дрожь для нас - это лишь неудобство, которое сопровождает выступление, мы воспринимаем их как данность и двигаемся дальше к тому, что на самом деле важно. Поцелуй, подарок, слова, которые хочется сказать.
Мы способны обращать меньше внимания на эмоции (хотя по прежнему замечать и считать важными), и делать то, что на самом деле хочется делать.
Наша цель, помочь ребенку понять, ради чего и зачем он может отвечать на уроках, найти в душе что-то более сильное и важное, чем сиюминутный страх, и научить действовать, даже когда дрожат коленки.
Не бывает, чтобы человек никогда ничего не боялся, но бывает, что страх не мешает действовать. А прийти к этому, можно только через понимание ценностей.
Спросите у ребенка, как улучшится его жизнь, если он начнет отвечать на уроке?
- я стану получать более высокие оценки;
- учитель сначала упадет в обморок от удивления;
- а потом очень обрадуется;
- папа будет мной гордиться;
- мама будет ужасно рада, что я стала лучше учиться;
- я смогу стать актрисой, ученым, еще кем-то.
Это начало пути, оно позволит и вам и ребенку понять главное:
зачем я хочу преодолеть этот страх.