|
Застенчивость или Как помочь нашим детям стать общительными?Автор статьи: Нечаева Ирина Владимировна
Однажды, во время консультации, я услышала от матери 17-летнего сына: «Уж лучше бы он пил и курил, чем такое…Помогите, может он болен?». Постановка вопроса настораживала. Оказалось, что молодой человек очень застенчив, у него нет друзей, подруги, он редко выходит из дома, разве что на учебу и за покупками по настоятельной просьбе матери. Молодой человек рос "очень хорошим мальчиком» и с ним никогда не было особых забот, не то, чтобы проблем. Мальчик был «немного отстраненным», он много читал и играл в одиночестве, никогда не дрался и не безобразничал в детском садике, в школе поведение «примерное» и оценки «хорошо». Это ли не мечта работающей матери? У мамы не вызывало беспокойство, что ребенок мало общался со сверстниками, пропускал «из-за головных болей» капустники и новогодние огоньки в классе. Тревожится мама стала, когда поняла, что из «хорошего, послушного» мальчика вырос «затворник», который все меньше желает встречаться «с большим миром». Мир пугает людей, похожих на этого молодого человека. Чаще всего они, сталкиваясь с незнакомыми ситуациями, неожиданно потеют, краснеют, у них «сжимается горло», «сердце выпрыгивает из груди» и ситуация выходит из-под контроля. Ожидание и страх, что «все повторится» снова и снова приводят к тому что «все опять повторилось!». Все описанное выше мы называем «застенчивость», а наука описывает термином «социофо′бия». Люди испытывающие социальную фобию, или боязнь действий в обществе, нервничают в присутствии других людей, переживают о производимом впечатлении, сомневаются в том, что впечатление о них может быть хорошим. Страдающие социофобией ожидают, что «другие» разглядят в их поведении или внешнем виде что-то «нехорошее», неправильное. Как правило, эти люди стараются стать незаметными, чтобы не стать отвергнутыми. Данные о распространенности социальной фобии отличаются у разных авторов от 2% до 16% населения. Но все авторы единодушны во мнении, что это явление преодолимо, но это непростой процесс, который может занять несколько месяцев. Хорошо, что можно успешно бороться с последствиями, а можно ли устранить причину застенчивости. Где же искать «корень» социофобии? Многие исследователи, сходятся во мнении, что начало застенчивости надо искать в детстве, это может быть: - прямое копирование ребенком поведения родителей; - несформированность социальных или коммуникативных навыков ребенка; - гипер- или гипоопека ребенка. Центральное место в жизни ребенка занимают родители, они обладают огромными возможностями оказывать влияние на его развитие. Важно помнить, что в ребенке можно развить, не только навык чтения или счета, но и сформировать жизненно важные качества. такие как: пассивность или самостоятельность, внушаемость или критичность, а можно развить застенчивость. Особенного внимания со стороны родителей и близких требует подростковый возраст. Незнакомые ситуации, заставляющие подростка что-то делать впервые, вызывают сильное психологическое напряжение, связанное с боязнью негативных оценок окружающих, расширением круга обязанностей, страхом общения, из-за увеличения числа контактов. В процессе неоднократного повторения ситуаций напряжение проходит, если только подросток не начинает избегать тревожащих его обстоятельств. Родителям крайне важно осознавать свою силу и не пускать ситуацию на самотек, «мол, таким уродился», необходимо помнить, что в любом случае ответственность за детей лежит на родителях. Уважаемые родители, хочу предложить вашему вниманию несколько "профилактических" мер в борьбе с застенчивостью: 1. Активность и стремление к самостоятельности – естественная форма существования ребенка. Поддерживайте его стремление к самостоятельности, разрешите ему ошибаться и дайте время на освоение новых навыков (одеваться, правильно держать ложку и т.п.). Даже если ритм вашей жизни стремителен, найдите для этого время, оно того стоит. Родительское желание контролировать ребенка и управлять им, требовать его безоговорочного послушания формирует зависимую личность, не способную к самостоятельным решениям и поступкам. Желая чувствовать свою «нужность и важность» родители, зачастую, воспитывают покорных, незаметных «серых мышек». 2.Похвала – бесценный «витамин» необходимый для сохранения психологического здоровья и социальной адаптивности. Помните, что в любом человеке можно найти привлекательное качество или особенность. Важно, чтобы ваши комплименты были искренними и звучали «к месту», т.к. дети очень чувствительны к фальши. 3. Знайте, что нет детей-неудачников, есть только неудачно выполненные задания или неудачи из-за отсутствия нужных навыков. А это сигнал для родителей: либо цель неверна, либо путь достижения цели ошибочен. Хотите достижения цели – научите ребенка как это сделать. 4. С раннего возраста поощряйте общение ребенка с другими детьми и с вами, стимулируйте активность ребенка при общении с разными людьми. Обращайте внимание, если другие дети игнорируют вашего ребенка, старайтесь узнать причину. Будьте внимательны к причинам, вызывающим нежелание вашего ребенка участвовать в общих играх и праздниках. 5. Выражайте свою любовь! Говорите своим детям: «Я люблю тебя», даже если они выросли. Обнимайте чаще своих детей, это прибавит им уверенности в своих силах и позволит спокойнее реагировать на критику в свой адрес.
Надеюсь, следование этим несложным рекомендациям, поможет вам в воспитании самостоятельных и общительных людей, открытых к познанию мира.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|