Дома ребенок шустрый и разговорчивый, но стоит ему попасть в незнакомое место, так сразу прячется и замыкается в себе? Это застенчивость. Или на каждый вопрос, даже зная ответ, говорит с большой задержкой и очень тихо? Это тоже она.
Сегодня мы разберем причины детской застенчивости и как помочь ребенку с ней справится.
Как правило, робкие дети требует к себе меньше внимания. Они тихие и послушные, удобные как родителям, так и воспитателям. Многие родители не прочь иметь себе такого ребенка, ведь на них не жалуются, они спокойные, ведут себя воспитанно. И в принципе, небольшая робость не помешает ребенку.
Но если стеснение выражается более явно и препятствует нахождению друзей, непринужденному общению или четкому ответу на вопрос педагога, то в этом случае родителю нужно обратить свое внимание на ребенка и помочь ему.
Но для начала, какие причины детской застенчивости? Как ребенок учится быть таким?
Наследственный фактор зарождения застенчивости – спорная причина, и все же ее нельзя сбрасывать со счетов.
Заимствованное поведение, когда застенчивые родители учат своих детей реагировать именно робостью. Не специально, конечно.
Недостаток общения в какой-то период: дети, которые были изолированы от других детей, могут не иметь необходимых социальных навыков.
Частые неудачи и их страх тоже может быть причиной замкнутости. Если ребенка заставляли делать то, что находится за пределами его возможностей, то страх неудачи будет преследовать его еще долго, а с ним и застенчивость.
Критика от родителей, других детей и педагогов повлекут за собой желание спрятаться и больше не пытаться. Это тоже может быть причиной стеснения.
Если говорить простым языком, застенчивость появляется от неуверенности в себе или из-за отсутствия социальных навыков. И важно помнить, что такое поведение – это не вина ребенка. Он не может по щелчку пальцев перестать таким быть. Поэтому первое, что вы можете сделать для ребенка: не винить его за свою скованность.
Еще несколько советов, что можно сделать, чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость:
Откажитесь от навешивания ярлыков. Называя ребенка застенчивым, робким, стеснительным (особенно если прилюдно), он теряет уверенность в себе. Вместо этого подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность.
Разговаривайте с ребенком. Расскажите ему заранее, кто придет, и что вы будете делать. А также объясните, что опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».
Очень часто об этом пишут все, кому не лень, но это действительно важно. Не сравнивайте его с другими детьми (сравнение должно быть только с самим собой), не критикуйте ребенка. Напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность.
Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу - особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Существует несколько способов, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться и прийти в себя. Научите его:
Способ первый, объятия: Делаем полный выдох носом. Далее полный вдох носом и разводим руки в стороны. Задерживаем дыхание на 3 секунды. Растягивая губы в улыбке, произносим звук «сссссс», выдыхая воздух. В это же время руки направляем вперед, а затем скрещиваем перед грудью, обнимая себя. Можно еще покачать себя, продолжая обнимать за плечи.
Способ второй, поцелуй: Два коротких сильных вдоха через нос. Посылаем воздушный поцелуй и продолжительный выдох через рот.
Способ третий, часы: Встать, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены. Делаем резкий вдох. Наши часы заработали: произносим на медленном выдохе: «тик-так, тик-так», переминаясь с ноги на ногу. Руки расслаблены, болтаются вправо-влево.
Вашей задачей должно быть повышение уверенности в себе у ребенка и помощь в налаживании контактов с другими детьми. Помните, общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении к другим ребятам, не заставляйте ребенка быть общительным тогда, когда он просто не может таким быть.
И последнее, создавайте ситуации, в которых ребенок чувствует свою значимость. Помощь в чем-то, что он определенно сумеет сделать сам. Хвалите его за каждый маленький успех.
И придет время, когда и ваш ребенок сможет сказать: «Понимаю тебя, я тоже стеснялся, когда был маленьким».
С вами была педагог-психолог - Гутман Юлия Эдуардовна.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.