|
Неврозы мегаполиса, или о журналистах и психологах.Автор статьи: Юлия Станиславовна Кульпина
Устойчивое словосочетание «неврозы мегаполиса» все чаще в последние годы можно встретить в информации СМИ и комментариях некоторых психологов. При этом заявления и тех, и других настолько безапелляционны, что так и хочется заглянуть в МКБ-10 – а не появился ли там данный диагноз. А между тем, задачи у работников СМИ и психологов диаметрально противоположные. Настолько противоположные, что чаще всего клиентами психологов и становится наиболее преданная журналистам, активная часть целевой аудитории СМИ. Какой основной навык журналиста, репортера, пиарщика? Подать информацию так, чтобы зрителей от голубых экранов, рекламных баннеров было не оттащить. Таков бизнес. И настоящие профессионалы информацию не искажают, а просто нагнетают обстановку. Представьте, каково это ежегодно в новостных выпусках рассказывать о том, что для коммунальщиков в очередной раз зима пришла внезапно. А ведь каждый раз это должна быть Новость и она должна Звучать. Вот и приходиться выдумывать всякие «ходы» и новые «термины». Журналист должен уметь подать информацию так, чтобы все вздрогнули. По идее, после того, как зритель вздрогнет (да не один раз) он и должен пойти к психологу. Тот его успокоит и объяснит, что не все так уж страшно, и время, когда «все теплосети России выйдут из строя и жители массово начнут замерзать» за горами и это преувеличение, просто «есть такая профессия – все драматизировать». Открою секрет: когда после института я переступила порог новостного телеканала, редакторы начали именно с того, что «натаскивали» нас в написании новостных анонсов. Раз по двадцать приходилось переписывать одну строчку. «Ну и где тут накал?» - ехидно спрашивал наставник, когда казалось бы ты уже сделала из обычного заседания бюджетного комитета прообраз заседания ГКЧП. Но в последнее время, похоже, СМИ со своей миссией по устрашению населения справляются не настолько хорошо, как хотелось бы психологам, и психологи научились помогать себе сами: поторапливать клиентов, намекая им на то, что неврозы не дремлют. По данным европейских врачей ипохондрическим расстройством страдают 10% от всего населения. С легкой руки братьев - психологов многие из них, наверняка, обнаружат у себя «невроз мегаполиса». Так что же стоит за ужасом «неврозы мегаполиса»? Например, одним из факторов невротизации жителей российской столицы считаются транспортные проблемы, когда на дорогу до работы и обратно жители в среднем тратят по 1,5 – 2 часа. Это время отнимается от отдыха, от семьи, вызывает усталость, раздражительность и страх опоздать, не успеть к намеченному сроку на вокзал, в аэропорт. А вот жители Сеула затрачивают на дорогу в среднем 3,5 часа. Проблема экологии, безусловно, стоит на первом месте в крупных городах России и не может не сказываться на здоровье населения, являясь в числе прочих и мощным стрессогенным фактором. Но можно ли обобщать термином - неврозы мегаполиса - ситуацию в Москве и в Мехико, где скопище смога висит над городом 9 месяцев. Есть ли данные о том, что по этой причине невротизация жителей Мехико в разы выше невротизации жителей Москвы? И если уж речь зашла о Мехико, то имеет смысл представить картину самой большой проблемы этого города – нищеты, от которой не скрыться даже в самых очаровательных , утопающих в садах и парках богатых районах города. Светофоры на дорогах переключаются в два раза реже, чем в Европе и за это время десятки уличных торговцев и нищих облепляют автомобили, стоящие на тысячах столичных перекрестках. Думая об этом, метро российской столицы представляется мне оазисом. И дело не в том, что успокаивает мысль от того, что кому-то хуже, а дело в том – насколько достоверна корреляция между транспортной проблемой и невротическим расстройством? Очевидно, что личный опыт психолога, его позиция, отношение к жизни не может не оказывать влияния на психологические процессы, которые протекают в кабинете психолога. Известно, что для кого-то стакан наполовину пуст, а для кого-то – наполовину полон. Как думает читатель, важно ли, каким видит стакан, принимающий его психолог? Читатели из живописных провинциальных городов знают - чтобы доехать до работы, нужно умудриться влезть в маршрутку, и если ехать нужно с пересадкой, то рассчитать время в пути невозможно в принципе. Время же в пути на метро зафиксировано на «Яндекс метро» и опоздать, выходя вовремя, не так-то просто. Если в нашей столице доехать до станции Измайловская по оснащенной кондиционерами арбатско-покровской ветке, то в 30 градусную жару можно оказаться в прохладном парке. Житель провинции, чтобы выбраться за город, сжарится в своем авто за это время. А в Крылатском так дуют ветра, что ни о каком застое воздуха и концентрации высокотоксичных загрязнений и речи не идет. И что важно: если житель поселка получит невротическое расстройство от того, что переживает постоянный страх – а вдруг урожай не уродится, то избавиться от этой ситуации, шансов у него мало. Все таки уехать из столицы в деревню гораздо проще. А «неврозы мегаполиса», как оценивает их в ряде своих интервью психиатр В.П. Файнзльберг – не более чем модный диагноз нашего времени. Диагноз, который дает человеку почувствовать себя загадочным и сложным. Особенным. Не могу не добавить – особенным человеком в особенном городе под гипнотизирующим названием Мегаполис.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|