|
Детская гиперактивность: когда ребенку недостает терпенияАвтор статьи: Рябой Евгений Николаевич
Неутомимый, невнимательный, нетерпеливый маленький ребенок, часто называемый «гиперактивным», он подобен «вечному двигателю» или «юле», раз за разом доводящий родителей до слез и исступления, педагогов и воспитателей до раздражения, гнева и чувства собственной беспомощности…Является ли его гиперактивность просто детским капризом или проявлением серьезной психологической проблемы? Давайте попробуем разобраться с этим. Какая распространенность проблемы детской гиперактивности? Это одно из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств. Чаще встречается у мальчиков. Согласно медицинским исследованиям распространенность среди школьников составляет от 3 до 20%. Какие причины приводят к развитию детской гиперактивности? Долгое время возникновение гиперактивного расстройства связывалось неврологами и детскими психиатрами с минимальным повреждением мозга малыша в период его внутриутробного или раннего послеродового развития из-за интоксикаций лекарствами, полученных родовых травм, хронических заболеваний и поздних токсикозов у матери, а также травм и инфекций, полученных ребенком в первые годы жизни. Сейчас учеными также выдвинута теория о наследственной предрасположенности к данному расстройству, которая скорее дополняет предыдущие идеи о возникновении гиперактивности. Врожденная склонность к гиперактивности усиливается под влиянием определенных социальных факторов, так как практика показывает, что такое поведение чаще встречается у детей, живущих в проблематичных социальных условиях, испытывающих влияние хронического стресса – развод родителей, сложности в отношениях со сверстниками в школе, неблагоприятный и тяжелый эмоциональный климат в семье. Гиперактивные расстройства возникают обычно в первые 5 лет жизни. Как проявляется гиперактивное поведение? Гиперактивному ребенку трудно сидеть на одном месте, он суетлив, много двигается, все время вертится, иногда чрезмерно болтлив, может раздражать взрослых и других детей манерой своего поведения. Он может быть иногда агрессивен, вызывает множество конфликтов и споров в кругу семьи и в учебном заведении, обычно плохо контролирует свои побуждения, часто импульсивен. В глаза окружающим также может бросаться плохая координация движений у такого ребенка. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко или чай. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание на чем-то одном, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов взрослым, но редко дожидается от них собственно ответов, ему трудно контролировать усилием воли свое поведение. Гиперактивность – это практически всегда чрезмерная нетерпеливость ребенка в ситуациях, предполагающих относительное спокойствие, например, на уроках в школе, на обследовании в больнице. Что происходит с гиперактивными детьми, когда они взрослеют? В 30% случаев у этих детей гиперактивное расстройство переходит во взрослый возраст. Гиперактивность в подростковом возрасте у многих из них уменьшается, даже если остаются другие нарушения, например, проблема концентрации внимания, однако, к сожалению высок риск развития асоциального поведения, наркомании, алкоголизма. Какие методы применяются для помощи гиперактивным детям? Будучи психологом, проработавшим почти 8 лет в системе здравоохранения наряду с ведением частной психологической практики – я пришел к выводу на основе своего опыта, что лучшим подходом помощи для таких детей является комплексный, который включает медикаментозное лечение, психологическую коррекцию, специальные педагогические обучающие занятия с ребенком и его родителями. Мое сотрудничество с детскими психиатрами и неврологами показывает, что медикаментозное лечение эффективно примерно в 80% случаев. Его действие в большей степени симптоматическое, т.е. ориентированное на устранение симптомов гиперактивного поведения и нарушений внимания и облегчающее тем самым интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Медикаментозное лечение подчиняется нескольким принципам: эффективна только многолетняя терапия, заканчивающаяся в подростковом возрасте. Обычно если психиатры замечают, что их лечение эффективно, то они считают необходимым через определенные промежутки времени делать пробные перерывы для выяснения, может ли ребенок обходиться без препаратов. Они считают, что такие первые перерывы желательно устраивать на каникулах, когда психологическая нагрузка на ребенка меньше, чем во время школьного обучения. Более положительного эффекта позволяет добиться психологическая помощь детям и их семьям, которая проводится параллельно с приемом лекарств. Целесообразной является психологическая коррекция с объяснением ребенку причин его неудач в жизни, с обучением родителей методам вознаграждения и ограничения. Уменьшение психологической напряженности в семье и в школе, создание благоприятной для ребенка обстановки способствуют в значительной степени хорошим результатам в решении проблем его гиперактивности. В качестве завершения хотелось бы привести слова замечательного психотерапевта Вайолет Оклендер, имевшей многолетний и удачный опыт с данной категорией детей: «Не будем забывать, что дети, включая тех, которых считают гиперактивными, - такие же люди, как и все остальные. У всех нас существуют свои внутренние ритмы. Некоторые из нас делают что-либо быстро, другие - медленно. Мы переходим от одной задачи к другой различными способами, завершая какое-нибудь дело в свойственной нам манере, прежде чем взяться за другое. В работе с любой группой необходимо учитывать разнообразие происходящих процессов. Дети не роботы, двигающиеся в синхронном ритме». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|