|
И треснул мир напополам. Травма развода и ее последствия для ребенка. Ч. IIIАвтор статьи: 404
Продолжение. Начало https://www.psyoffice.ru/article/119145/ https://www.psyoffice.ru/article/119147/ Развод родителей глазами ребенка. Что чувствует ребенок, когда его папа и мама расстаются? Какими он видит своих близких людей, болезненно переживающих разрыв отношений? При разводе родителей, теряется очень важная для ребенка функция - триангуляторная: когда– когда третий снимает напряжение между двумя - меня ругает мама, я могу пойти за поддержкой к папе. Теперь – ребенок должен выдерживать напряжение диадных отношений (один на один с мамой), и скрыться негде! Теперь – нет тыла в лице третьего. Теперь на всем белом свете – у тебя один партнер! И мы ДВОЕ – наедине друг-с другом, со всеми сильными чувствами: и любовью, и вспышками гнева, раздражением и недовольством. Для ребенка этот переход от тройственных отношений – к диадным, очень сложен. Одно дело, когда я могу одновременно поддерживать отношения с двумя родителями, и совсем другое, когда я могу видеться с папой только при условии отказа от мамы и наоборот. Когда родители, особенно в острой стадии своего конфликта, не в состоянии договариваться, кооперироваться, и, уж тем более разворачивают «войну» за ребенка – ребенок вынужден, отказаться от одного из родителей, что бы безбоязненно сосуществовать с другим, идентифицируя себя с ним. У ребенка, неизбежно возникает, так называемый «конфликт лояльностей»: когда я вынужден постоянно выбирать между мамой и папой. Этот конфликт лояльности настолько невыносим, что, ребенку ничего не остается, как бессознательно «расщепить» образы родителей: он делает виноватым и плохим отца, а мать становится невинной и хорошей. Это происходит тем вернее, когда родители сами прибегают к такому механизму расщепления: для того, что бы наконец-то расстаться, другой должен быть объявлен «негодяем» или «стервой». Развестись с «дурой» или «безответственным козлом» гораздо проще. И это неизбежно транслируется ребенку, даже если родители уверены в том, что они «не ругаются при ребенке» или же, «я никогда не говорю ребенку плохого, об отце»! Таким образом, родители недооценивают чувствительность ребенка к происходящему в семье. Ребенок неизбежно теряет одного из родителей! Отца, если: - мать препятствует общению с ребенком, и они действительно очень мало видятся физически, ребенок вступает в коалицию с матерью против отца. Он проявляет лояльность к матери -сам ребенок может отказаться от общения с отцом, если тот внутренне объявляется виновным. Мать, если - ребенок обвиняет мать в том, что он теперь не видит отца. Он внутренне отказывается от матери, теряет эмоциональную связь с ней, идеализируя отца. Развод для ребенка – это чаще всего предательство со стороны того, кто уходит. Что порождает чувство жгучей обиды, и одновременно чувство несостоятельности, дефективности - ведь оставляя супруга, уходящий партнер оставляет и ребенка (в его внутреннем переживании). Ребенок ищет причины происходящего в себе: неужели я недостаточно хорош, умен, красив? Я не оправдал ожиданий. Ребенок приписывает себе вину, за «недостаточную хорошесть». Когда от тебя уходит любимый человек – он уносит с собой часть твоего чувства полноценности! Впоследствии – это может влиять на отработку травматичного сценария отношений, уже повзрослевшего ребенка с партнерами: для девочек часты сценарии «возврата любви недоступного папы». Тогда она в своей взрослой жизни, раз за разом, бессознательно выбирает недоступных, эмоционально холодных мужчин, часто женатых. Или, пытаясь избежать травмы повторного отвержения и потери – пугаться любой связи с мужчиной, самой оставаться холодной, «независимой и самостоятельной», избегая близости. У мальчиков, (ранний дошкольный возраст) которые после развода, остаются жить с матерью, возможен вариант сценария «тотальной оппозиции матери», отражающийся в бесконечных конфликтных отношениях с партнершами: отсутствие и обесценивание отца, обида на него не дает возможности идентификации с мужской ролью. Поэтому, мальчик, вынужден идентифицироваться с матерью, т.е. с женщиной. При этом, он стремиться избежать этой идентификации, активно ей сопротивляясь. Что, в данных обстоятельствах очень сложно. Так, как мал, слаб, и тотально зависим, от единственного оставшегося доступным объекта любви - матери. Избежать идентификации с матерью можно только путем отчаянного сопротивления ей – её требованиям, её примеру, опыту, знаниям, советам и пр. Оппозиция матери отчаянно защищает мальчика от женской идентификации, и платить за это придется конфликтными отношениями с ней. А, если травма остается не пережитой – то и со всеми женщинами, на которых будет проецироваться эта роль, с целью реализации травматичного сценария. Травма стремится к повторению, с целью «взять реванш» над теми обстоятельствами, в которых она появилась. Поэтому, бессознательно повторяется и отыгрывается.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|