И треснул мир напополам. Травма развода и ее последствия для ребенка. Ч. I

 

Предвосхищая реакции и комментарии на тему «Уж лучше развод, чем жизнь в аду, с отцом алкоголиком» и т.п., скажу сразу – данная статья не является призывом «НЕ РАЗВОДИТЬСЯ», вопреки здравому смыслу! Домашнее насилие, алкоголизм, токсичные отношения, как и, в общем, просто отсутствие любви, тепла, взаимопонимания – это  худшие условия для жизни и развития ребенка, способные травмировать гораздо больше, чем  развод родителей. И это совсем другая история (в том числе – это другие истории клиентов и их травм). В данной статье, речь идет, в большей степени, о функциональных нормативных семьях, где царили любовь, внимание, и благополучие – «до поры до времени». Где два любящих, когда-то человека, решили больше не быть вместе. И это факт делит жизнь ребенка на -  ДО и ПОСЛЕ.

Когда, наиболее осознанные родители, заботясь о ребенке обращаются к психологу,  принимая решение о разводе – их запрос звучит  «Как сделать так, что бы ребенок не получил травму?».

И, психолог, вынужден сказать правду. НИКАК! Это невозможно. Развод – это травматичное событие в жизни семьи, и избавить по мановению палочки ребенка от естественных переживаний – задача невыполнимая.

Вопрос должен быть поставлен по-другому – как помочь ему пережить травму и не дать развиться невротичным симптомам! На это и направлена – как помощь специалистов, привлекаемых к сопровождению семьи в разводе, так и ответственность взрослых, родителей.

Развод – это не событие! Развод – это процесс! И этот процесс, начинается задолго до самого развода. Можно предположить, чем он сопровождается: особый эмоциональный фон, напряженная обстановка в семье, недоговоренности, конфликты, взаимные обвинения и пр. 

Поэтому, как правило, в момент принятия решения родителями о разводе – ребенок уже имеет свой определенный «багаж»:  тревог, внутренних конфликтов, страхов, тревог, обид, напряжения. 

Можно предположить, что травма развода для ребенка будет тем серьезнее, чем серьезнее и массивнее этот багаж, чем сильнее внутрипсихические конфликты ребенка, сформированные еще до развода. 

Основа внутренних переживаний ребенка при разводе родителей: 

1. Страх потери любви (разрушение иллюзии о бесконечности любви). 

Ребенок сталкивается с тем, (часто и родители говорят ему именно это) что мама и папа больше не любят друг друга. Он делает простой вывод: - «Если любовь заканчивается, то и меня можно разлюбить». Любовь взрослых, оказывается – не навсегда! Именно поэтому, дети часто начинают говорить, что ушедший папа его не любит. Ребенок начинает всерьез опасаться, что он окажется покинутыми родителями, и другими любящими взрослыми. 

2. Страх потери второго родителя 

Так, как чаще всего ребенок остается с одним родителем (с мамой) – он утрачивает ( в его субъективном переживании) один объект любви – отца. Ребенок получает опыт потери отца, и у него активизируется страх потерять и маму. В результате, ребенок проявляет поведение, обусловленное тревогой: усиленная зависимость от матери, «цепляние за нее», потребность контролировать мать (куда пошла, зачем что-то делает и т.д.), усилившаяся тревога за ее благополучие, здоровье, истерики по поводу ухода и пр. Чем младше возраст ребенка, тем интенсивнее проявления зависимости и тревоги.

3. Чувство одиночества 

Ребенок нередко остается один на один с собственными переживаниями. Не всегда его поведение выдает внутренние переживания - внешне он может оставаться спокойными, а зачастую, его поведение только «улучшается»  - родители и близкие, считают, что он либо мал и «мало что понимает», либо уже большой и «всё понимает». Из-за недостатка собственных ресурсов, взрослые не способны разговаривать с ребенком о том, что происходит настолько качественно, что бы снизить интенсивность и травматичность его переживаний. Замалчивается, какая либо информация, родители и близкие не сообщают о собственных переживаниях и состояниях. Стараясь уберечь ребенка, близкие взрослые «игнорируют» тему развода, обходят стороной любые разговоры о том, что происходит.  Ребенок не в состоянии понять всё ли с ними в порядке. В отсутствии достоверной информации о настоящем и будущем – ребенок вынужден фантазировать, а фантазии всегда более катастрофичны. Избегая сталкиваться с «больными темами», не зная, что говорить ребенку – взрослые неосознанно дистанцируются, изолируются от него. Поэтому, ребенок, оставаясь один-на один со своими страхами, непониманием -  внутренне переживает чувство одиночества и отчуждения: его привычный, стабильный и предсказуемый мир рухнул. Чувство базовой безопасности и доверия к миру нарушено. Будущее непредсказуемо и не понятно.

4. Потеря идентификации, собственного Я

Так как  личность ребенка основывается на идентификации с аспектами личностей обоих родителей, ребенок, в лице уходящего родителя (чаще, отца) теряет часть себя! Он растождествляется с теми качествами, которые присутствовали у отца – например: сила, настойчивость, способность себя защитить.  Ребенок сталкивается с множеством вопросов, не находящих ответа: Кто я теперь? А какая у меня теперь фамилия? А сколько у меня теперь родственников? А останутся у меня теперь бабушки в том же составе? А какой теперь семье я принадлежу – к маминой? А как я теперь должен относиться к папе? А имею ли я теперь право его любить? Где я буду жить? Как измениться моя жизнь? И т.д.

Продолжение :

https://www.psyoffice.ru/article/119147/

https://www.psyoffice.ru/article/119148/

https://www.psyoffice.ru/article/119151/

 



Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развод: новая жизнь для каждого из родителей, а как же ребенок?
  • "Ты теперь большой!", или в семье родился младший ребенок
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Как пережить развод родителей. Событие глазами ребенка
  • Ребенок в период развода родителей
  • И треснул мир напополам. Травма развода и ее последствия для ребенка. Ч. II
  • И треснул мир напополам. Травма развода и ее последствия для ребенка. Ч. III
  • И треснул мир напополам. Травма развода и ее последствия для ребенка. Ч.IV
  • Отношения отца и ребенка после развода
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Жизнь с чистого листа (ребенок после развода)
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Драматургия развода. Акт 5-й: "Роль отца в отношениях «ребенок-отчим»"
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Психологическая травма: когда ребенок получает травму
  • Ребенок и развод. Разговор с родителями.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Один ребенок в семье: счастливчик или эгоист?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь