|
Больше, чем эмпатия Часть 8 (перевод книги)Автор статьи: Котляров Дмитрий Сергеевич
Завершение собственного перевода книги Ричарда Эрскина. Глава 3 "Настройка". Восстановление старых переживаний Одно из базовых утверждений, которое характеризует терапию основанную-на-отношениях заключается в том, что нынешний дискомфорт и дисфункция возникают из-за способов, которым научился человек, чтобы справиться с неудачами в прошлых отношениях (Spotnitz, 1969). Вполне возможно в том прошлом опыте, потребности и чувства личности не были признаны и были лишены внимания. Через определенное время, когда подобный опыт повторился, человек научился отрекаться от своих потребностей и чувств, отделять от себя определенную часть и искать взаимоотношения, которые бы имели схожий паттерн, но так, чтобы избежать отношений, которые бы пробудили старую боль. Важная задача терапии должна заключаться восстановлении удаленных переживаний, так чтобы травма была заживлена, и клиент мог заново заложить фундамент в своем отношении к себе и к другим. С помощью настроенности на вновь восстанавливаемую эмоциональные воспоминания клиента, терапевт подтверждает значимость этой памяти и в тоже время обеспечивает клиента новым контрастирующим опытом отношений между двумя людьми (Brandchaft, 1989). Клиент обнаруживает, как это быть рядом с человеком, который настроен на его потребности и чувства, который заинтересован и чувствителен к тем вещам, что постоянно игнорировались или обесценивались до этого: « Каким-то образом, против всех моих ожиданий, выходит так, что этот человек заботится и ценит все, что происходит внутри меня!». Это полная настроенность терапевта будет часто способствовать обнаружению некоторых аспектов переживаний клиента, даже раньше него самого, и помогать ему, замечать и выражать то, что происходит внутри (Kohut, 1971). Для примера представлен следующий отрезок работы с клиенткой Билли, с которой мы встречались во второй главе:
Терапевт: (пауза) «Вы не имеете значения». Это то, что вы поняли? Вы знаете много об этом. И вы не позволяете себе гневаться на это – это верно? Билли: Нет (плачет; а ее ноги совершают короткие ударяющие движения) Терапевт: Однако ваши ноги выражают протест. Вы не позволяете себе гневаться. Билли: Оу-у. Нет. Не возмущаться. Терапевт: Кто так говорил? Билли: Ммм… Терапевт: «Не возмущаться» Билли: Это могла бы быть моя мама. Насколько вы знаете, это не связано с моим отцом. Терапевт: У вас все время есть некоторое возмущение, не так ли? В ваших ногах точно есть возмущение.
Благодаря этому типу исследования Билли смогла начать возвращать свою способность выражать гнев – гнев, о котором сначала она могла только давать понять, выполняя легкие ударяющие движения ногами. Наблюдая эти движения, терапевт отозвался и на ее гнев и на ее попытку не признавать его. Благодаря такому типу отклика, Билли смогла начать двигать ногами свободнее, и во время этих движений, перестать отрицать свой гнев. Чем больше она позволяла своему телу выражать свои чувства, тем больше возрастала ее осознанность. Восстановление не признаваемых клиентом эмоций похоже на вскрытие гноящейся, но уже покрывшейся коркой раны: сначала выходит гной в виде сильного гнева, и только затем рана может быть вычищена и начать заживать. Работа с терапевтическими ошибками Умение оставаться настроенным на клиента помогает терапевту не только получить доступ и лечить воспоминания о неудачных прошлых отношениях, но также позволяет справляться с неизбежными случаями неудачных терапевтических интервенций в настоящем (Ferenczi, 1988). Как бы ни был чувствителен и искусен терапевт, он все равно совершает ошибки. Настроенность никогда не бывает совершенной; и иногда клиент чувствуют, что их не до конца понимают. Также они замечают, что терапевтическая промашка еще одно доказательство из длинного списка того, что усиляет их сценарий: «Мои потребности не будут встречены», «Людям нельзя доверять», «Жизнь тяжела». Терапевты, которые осуществляют поддерживающую настройку к клиенту, не смотря на случающиеся промашки, смогут заметить изменения, которое произошли во взаимодействии, когда случилась подобная ошибка. Это изменение само по себе может быть полезно для терапии. Как для того, чтобы обнаружить дверь к неосознаваемым скопированным стратегиям клиента так и для того, чтобы демонстрировать клиенту намерение терапевта оставаться настроенным на него. В работе с Деном есть пример, того, как можно использовать терапевтические ошибки. Во второй части Ден разговаривал со своим отцом. Позже на сессии, терапевт высказал предположение об аналогии, которая, однако, не подошла к переживаниям Дэна. Дэн не ответил на нее; но его ответы стали менее оживленными.
Терапевт: Дэн, вы отстранились? (Дэн кивает) Тогда я могу предположить, что я сказал нечто… Что как-то не было связано с вами. Дэн: Я думаю это была ваша аналогия. Я думаю со мной все в порядке при этом. Я думаю, о том, где мы недопоняли друг друга, о том, где вы недопоняли меня (он выглядит напуганным). Я думаю это произошло тогда, когда вы сказали, что если вы ошибетесь то единственная вещь, которую мне нужно сделать, это сказать вам об этом. Но когда я вижу, что вы ошиблись, я начинаю чувствовать себя неловко. Терапевт: В каком месте я ошибся? Ден: Я не знаю этого. Иногда я. Это реально тяжело для меня … Терапевт: Я думаю, что вы дважды смогли уловить моё недопонимание, сказав: «Я чувствую себя неловко». Что если вы оставите подобные выражения, и просто скажите: «Мое отстранение означает то, что вы ошиблись»?
Терапевт не только обратил внимание на изменение, произошедшее с Дэном когда он начал отстраняться, но и предположил причину данного отстранения. Когда Дэн подтвердил эту гипотезу, терапевт быстро предложил разрешение данной проблемы. Поступая, таким образом, терапевт, выполняет сразу две вещи: берет ответственность за «недопонимание» и предлагает, чтобы Дэн также мог содействовать обнаружению недопонимания. Это в свою очередь приглашает Дэна помогать терапевту оставаться полностью настроенным на Дэна, так как они продолжают работать вместе. Что более важно, теперь Дэн имеет новую стратегию, того, как иметь дело с недопониманием в терапии. Одна из характеристик настроенности заключается во взятии ответственности. Только терапевт имеет отношение ко всем произошедшим ошибкам в терапии (Orange et al., 1997). Такое отношение также передает клиенту уважение и предотвращает развитие тенденции, когда клиент обвиняет себя (или верит, что терапевт обвиняет его) так как что-то идет не так. Также это обеспечивает сильный контраст с прошлыми переживаниями в неудачных отношениях, когда клиент был обвинен, а другой человек не взял на себя ответственность. Следующий длинный сегмент работы с Хелен, представленный ниже, случился через неделю после короткого отрезка, описанного во второй части. Во второй части Хелен говорила, что о том, что терапевт ее «не замечает». В конце этой части работы, Хелен показалось, чувствует незавершенность и какое-то разочарование. Заметьте как, в последней работе, терапевт касается своей неудачи, чтобы установить связь с клиентом. Она (терапевт) начинает обсуждение, того, что произошло и возвращается, снова и снова, к тому, как это влияет на их отношения:
Терапевт: Хелен, я хочу кое о чем вас спросить. У меня было ощущение неделю назад, после того как мы закончили работу, что я потеряла вас. И мне интересно, если у вас те же переживания, могли бы мы поговорить о том, что случилось? Хелен: Я, я не знаю, действительно ли вы утеряли меня, но я думаю, то, что произошло, и то, что я только осознала сегодня, было то, что я закрыла себе рот рукой и я думаю, вам было нужно убедить меня убрать ее. Так как то, что я держала рот закрытым, означало то, что я не позволяла ничему войти в меня, и я не рассказала о том, что мне нужно было сказать. И я думаю, это могло бы быть тем, что вы ощутили – то, что я не могла участвовать в процессе. Имеет ли смысл то, что я сказала? Терапевт: Да, имеет. Как на вас повлияло, то, что я не замечала этого и не способствовала тому, чтобы вы выпустили это? Что происходило у вас внутри? Хелен: Мм.. Я думаю, это остановило меня от крика. То есть я думаю, я имею в виду, что произошло очень много во время процесса, и только потом я осознала, что я закрыла рот рукой, чтобы защитить себя. И очевидно.. Терапевт: Как способ чтобы удержать это. Хелен: Как способ, чтобы удержать и остановить кое-что…наверное что-то хорошее. Остановить вход хороших вещей. И остановить выход плохих вещей. Терапевт: Плохих вещей? Хелен: Ммм. Терапевт: Или вещей, которые обычно относят к плохим? Хелен: Того, чем я уже достала людей. Я имею в виду, что я чувствовала когда…вы знаете из всех моих проблем с едой, которые я имею, я подозреваю большая часть возникла по причине того, что мне навязывалась всякая ерунда, от которой мне лучше было бы отказаться. Еда, убеждения…Ну, я думаю это могло бы быть упущенным. Терапевт: Как это повлияло на наши отношения? Хелен: Я не думаю, что это… Я не думаю, что это было негативным. Мм... Я думаю, если бы я взялась это проанализировать, то это просто имело отношение к тому, что я наверное уже несколько раз здесь говорила, я не могу надеяться на то, что люди смогут разобраться в этом за меня. Терапевт: Что вызывает некоторое разочарование. Хелен: Я думаю, да.. Терапевт: Я думаю, я почувствовала это. Я использовала выражение «я потеряла вас» или «я упустила вас» - но я не знала, что произошло. Но я ощутила, что произошёл какой-то разрыв. Хелен: Да. Я не могла вам сказать об этом сразу. Обычно я размышляю об этом через некоторое время, но к тому времени уже поздно… Признание наших ошибок и нашей ответственности в терапевтических неудачах это нелегкая задача. Это после того, что клиенты ожидают, что мы профессионалы и сделаем все правильно! Мы боимся того, что если мы признаем, что мы ошиблись, то клиенты перестанут нам доверять. Реальность же прямо противоположна: большинство клиентов имеют тенденцию больше доверять терапевтам, которые признают свои оплошности. Настройка на отклик клиента на нас, позволяет нам замечать, что мы сбились с пути, сознавать свой промах и исследовать его последствия. И этот процесс будет уже терапевтической удачей, нежели промашкой.
Виды настройки Под настройкой подразумевается осведомленность о разнообразных типах поведения и переживаний у клиента и способность соответствующе откликаться на них. Существует огромнейшее количество деталей, на которые можно быть настроенным! Возможно, полезно будет разбить эти разнообразные аспекты опыта клиента на несколько категорий, чтобы можно было рассказать о том, как осуществлять и поддерживать настройку к каждой из них. Однако помните о том, что мы производим это разделение только для того, чтобы нам было легче рассказывать об этом; непосредственно в терапевтических отношениях эти категории смешиваются друг с другом и терапевт должен настраиваться на них одновременно. Когнитивная настройка. Понимание когнитивного аспекта(cognition) – того, что клиент думает и сущности его высказываний – кажется, со стороны, относительно простым. В целом это то, что мы делаем лучше всего. Фактически же, это то, что мы позволяем себе опускать, чтобы настроиться на эмоции, которые возможно бурлят, спрятавшись за словами клиента. Но прежде чем мы в очередной раз отгоним их от себя, давайте разглядим их поближе. Когнитивная настройка это больше чем простая настройка на содержание речи. Это не то же самое что «понимание когнитивного аспекта(cognition)», так как это несколько глубже простого понимания. Это включает настройку на логику клиента, на процесса того как клиент связывает между собой свои соображения, на характер рассуждений клиента, который он использует для того, чтобы создать значение ранних переживаний. Это касается того, что клиент думает и еще важнее как он это думает. Как только мы настроились на понимание клиента, мы попадаем в его когнитивный мир и, двигаясь в некотором резонансе с клиентом, используем наши собственные мысли и наши ответы как резонатор, чтобы развивать даже незначительные сигналы, которые дает нам клиент. Мы переносим когнитивный мир клиента и его невербальные выражения внутрь себя; примеряем его значения, смыслы и связи; мы применяем этот способ мышления на себе по типу внутреннего «как будто». Но наше внутреннее «как будто» все же не безошибочно. Мы должны всегда относиться к нему как к гипотезе, а не как к факту. Один из верных способов лишиться настройки и не услышать клиента это допустить то, что мы понимаем его или то, что способ мышления клиента такой же, как и наш (Efran et al., 1990). Несомненно, верно предполагать, что истории, случаи, которые произошли с клиентом вчера, неделю или несколько лет назад имеют существенное значение для него. Когнитивная настройка зависит от слушания и задавания вопросов больше о скрытом значении истории, нежели о ее содержании.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|