Психоаналитические размышления о герое фильма "Хороший год".

"Маска, я тебя знаю!"

Вы смотрели фильм "Хороший год"? Я смотрела с удовольствием. Фильм увлекает: сюжет динамичный, главный герой - обаятельный мерзавец, а в конце - любовь, любовь. Этот фильм рекомендовали друзья на мой запрос: что-нибудь легкое, приятное, с хорошим концом. Так все и было: и во время просмотра и после сплошной "плезир".

Но я умудрилась все испортить. Как-то мне понадобилось привести пример нарциссической личности. И я привела его сходу, не задумываясь – это был Макс, главный герой фильма "Хороший год". Образ всплыл в мозгу мгновенно, удивив меня этим бессознательным выбором. Осознание причин такого выбора пришло позднее и привело к смене настроения и впечатлений от фильма.
Кто же такой Макс Скиннер, главный герой фильма? Крутой финансовый игрок, способный «обвалить» биржу и заработать для компании 77 миллионов фунтов стерлингов за один день. Правда, для этого требуется нарушить джентельменское соглашение с конкурентами. Но ведь победителей не судят! А еще этот парень элегантен и умен. Правда, «подколы», как лезвия, больно ранят людей, попавших в прицел его насмешек. Но шуточки так остроумны! Макс быстр и решителен. Однако стремление к финансовой выгоде определяет приложение его талантов. Сферу чувств, особенно у других людей, он игнорирует. Можно ли осуждать его за это? Можно ли вообще осуждать нарциссическую личность за то, что она обладает этим типом характера? Нам известно, что нарциссизм не является результатом личного выбора. К сожалению, обстоятельства ему виной.

Мне пришлось поломать голову, выбирая диагноз для Макса. У него много асоциальных черт и немало нарциссических. Так асоциал или нарцисс? Дело в том, что в психоаналитических кругах нет четкого ответа на подобный вопрос. Одни аналитики считают, что асоциал (психопат) и нарцисс, образно выражаясь, произрастают из одного корня. А другие – что это два разных дерева. В некоторых источниках мы найдем информацию, что психопат, антисоциал и соципат – это одно и то же, а в других их будут различать. На самом деле, в данном случае для меня все это не так уж важно. Пусть это будет нарциссическая личность с ярко выраженными асоциальными чертами. Тем более, что нарцисс в любом случае обладает асоциальными чертами, а проявляться они могут по-разному. Интересно рассмотреть происходящее в фильме с точки зрения особенностей личности главного героя. А также попытаться дать прогноз дальнейшего развития событий.
Макс рано потерял родителей. В каком возрасте, нам неизвестно. Мы знаем лишь, что родители Макса погибли в автомобильной катастрофе, а воспитывал мальчика дядя. Дядя Генри говорил мальчику немало хороших и красивых слов. Но чаще всего звучала идея, что обладание миллионом «позволит посылать всех в задницу». Ох, дядя… дети воспринимают все буквально! Слова значимого взрослого впечатываются не только в сознание ребенка. Они западают глубоко в подсознание (прошу коллег простить меня за неаналитический термин). И когда ребенок вырастает, он воплощает в жизнь впитанное в детстве. Как Макс посылает всех и вся в задницу, мы не раз наблюдаем в фильме.

Зритель знакомится с Максом, когда на вид ему лет 11-12. К этому возрасту мальчик уже обладает чертой характера, которая может стать одним из признаков его антисоциальности - он лжет. Воспользовавшись тем, что дядя отвлекся, Макс меняет местами шахматные фигуры на доске и выигрывает партию. Дядя замечает хитрость. Но на его непрозрачный намек племянник с легкостью отвечает ложью. А в следующем эпизоде уже взрослый Макс с такой же легкостью обманывает финансовых конкурентов, нарушая джентельменское соглашение с ними. Размах лжи вырос вместе с Максом.

Другой эпизод фильма, в котором герой выглядит даже благородно, тоже может насторожить дотошного исследователя. Макс пишет письмо своей кузине от имени ее умершего отца. В этом письме отец якобы сообщает дочери, что передает ей в наследство шато и виноградники. Макс мастерски подделывает подпись своего дяди – отца неожиданно объявившейся кузины. Цель Макса прекрасна – уступить наследство и вернуть незаслуженно обиженную им девушку в поместье. Такая цель, конечно же, оправдывает средства. Но, как ни крути, это средство «с душком» антисоциальности. Зигмунд Фрейд завещал нам представление о детерминированности психики – то есть идею о том, что в психике все взаимосвязано. А это означает, что ничего не приходит нам в голову просто так, и выбор средств достижения цели происходит не случайно. Поступок героя трогателен. Но легкий налет антисоциальности имеет место.
В фильме немало моментов, когда Макс язвит и этим весьма чувствительно задевает людей. Их реакции и комментарии говорят сами за себя. Им больно, они обижаются или злятся. Это его подчиненные и коллеги, охранник в офисном здании, помощник на бирже, новообретенная кузина и т.д. - люди, которые либо обладают более низким социальным статусом, либо не являются "полезными функциями" для Макса. Из психоаналитических трудов известно, что нарциссические личности не воспринимают людей как чувствующих, переживающих, к чему-то стремящихся, имеющих свои планы и интересы. Люди видятся им как функции, их назначение - удовлетворять потребности нарциссов. Главный герой фильма не заботится о чувствах других людей. Однако Макс не обижает свою помощницу Джемму и адвоката Чарли. Это вполне понятно: в них обоих он нуждается. Эти "функции" ему полезны. А вот, например, винодел в поместье дяди его не интересует, поэтому он с ним и не церимонится.
Как мне видится, создатели фильма желали показать, что если в прошлой жизни законченного циника был любящий человек, согревавший детскую душу теплом и заботой, а в его настоящее пришла любовь, то личность может претерпевать «волшебные» изменения. Мы наблюдаем, как циничный, самовлюбленный, жесткий человек постепенно перерождается в благородного симпатягу. Ему не откажешь в обаянии. Как это часто случается, таким людям в детстве приходится играть некую роль, быть интересным, умным, ярким чтобы заслужить одобрение родителей или лица, замещающего их. Так происходит, потому что значимые взрослые не воспринимают ребенка таким, каков он есть на самом деле, ожидая от него чего-то другого. Поэтому среди нарциссов часто встречаются харизматичные люди – они привыкли очаровывать.

Итак, мы наблюдаем, нашего героя в 2 образах: жесткий, беспринципный, но обаятельный г-н Скиннер и не менее обаятельный, романтичный Макс.
Положительный образ начинает эпизодически «проклевываться» в начале фильма и набирает силу в конце, как будто вытесняя первоначальный. В последних сценах Макс просто очаровательный прованский дядюшка, влюбленный, умиротворенный и благостный. Он вернулся в места своего детства, в дом, где его любил по крайней мере один человек, и там встретил прекрасную девушку. Для большей достоверности смены образа создатели фильма даже переодели героя. Вы верите, что замена делового костюма на свободные летние брюки и рубаху навыпуск – показатель глубинных изменений личности?

А что же мы принимаем за «ростки добра» в душе Макса? То, что он так сильно увлечен девушкой Фани? Но ему вообще нравятся женщины, и отношение к ним у него явно потребительское. Макс довольно нахально рассматривает каждый интересный объект женского пола, и легко расстается с надоевшими пассиями. См.эпизод, когда Джемма по телефону довольно жестоко отваживает бывшую любовницу, а он, присутствуя при этом, делает одобрительный жест.
Почему нам хочется верить, что с Фани все будет по-другому? Мы становится свидетелями романтичного действа – завоевания молодой красивой провинциалки. Сюжет увлекателен не только потому, что любовь сама по себе прекрасна. Макс ухаживает красиво! Подозреваю, что в данном случае нам демонстрируется нарциссическое обольщение жертвы. Нарциссы в этом весьма преуспевают, т.к. с детства вынуждены завоевывать одобрение. На этапе соблазнения они чутко ловят желания и потребности выбранного ими человека: максимально точно подбирают себе маску и становятся такими, какими желает их видеть будущий партнер. Они говорят важные для партнера слова, демонстрируют сходные пристрастия и мечты, отлично угадывают настроение, подстраиваются, ловят желания и потому делают удивительно подходящие подарки. «Классический нарцисс таков: часто он, сознательно и преднамеренно, удачно скрывает свой истинный характер. Он – неизменный актер с большими сценическими навыками» (Сэм Вакнин «Дезинформация о скрытом и классическом нарциссе»). В нарциссическом арсенале имеется такой прием: как бы случайно демонстрировать свою успешность. Они псевдоскромны, и «совершенно случайно» вы узнаете об их достижениях, встречаете на шикарной машине, попадаете на их чествование, оказываетесь рядом в момент их успеха. Макс приходит на свидание с Фани и в разговоре с ней (как бы случайно?) всплескивает руками, а в руке у него бутылка раритетного вина, за которым гоняются коллекционеры. Это впечатляет девушку. Презент действительно выглядит красиво, если не знать повадки нарциссов. А Фани, конечно же, их не знает.

Выбор Макса неслучайно падает на Фани. Во-первых, она бросает ему вызов. Интерес к ней усиливается, когда герой фильма узнает, что молодая женщина после неудачного брака зареклась отдавать свое сердце мужчине. Это будоражит Макса. Во-вторых, нарциссов всегда привлекают люди, обладающие тем, чего сами нарциссы лишены. Это могут быть душевные качества, например, чуткость, способность любить, а также высокий статус, успех в недоступной нарциссу сфере. Их не интересуют «серые мышки». Фани яркая, красивая, выглядит уверенной, она имеет популярность в своем городке. Все сошлось воедино, чтобы Максу стало интересно ее завоевывать.

И он делает это с легкостью, хотя девушка изо всех сил пытается продемонстрировать свою независимость. Возможно, она менее независима, чем ей представляется. Точнее, более зависима, чем ей хочется думать. Предыдущий выбор партнера настораживает. «Ее бывший муж отвратительно с ней обращался» - говорит Максу виноградарь. Так уж мы устроены: выбор партнера не происходит случайно. Как мы помним, все, что связано с психической жизнью – особенности речи, поведение, действия – имеет свою причину. Зависимые личности часто выбирают в партнеры жестоких, холодных людей. Но даже если считать неудачный брак случайностью, следующий выбор Фани – нарцисс с асоциальными чертами. Психоаналитик уже не может закрыть глаза на данный факт.

Какое будущее ждет героев? С точки зрения психоанализа – финал скорее всего печальный. Идеализированный объект (Фани) будет деидеализирован. Никому еще не удавалось остаться идеалом навечно. Найдется какая-то черта, особенность поведения, которая не устроит идеализировавшего девушку Макса. Да в конце концов она просто не сможет постоянно смотреть на возлюбленного восторженными глазами, ведь он тоже неидеален. Но именно восторг и обожание требуется от объекта, выбранного нарциссом. Восторг в глазах партнера позволяет нарциссу судить о себе, как о прекрасном и успешном. И если этот восторг меркнет… о, тогда происходит деидеализация, обесценивание, накатывает нарциссическая ярость. Вот тогда «объекту» мало не покажется. Макс рано или поздно заскучает или разочаруется (а это одно и то же по большому счету), и Фани придется пережить еще одну травму. Презрение, раздражение, равнодушие нарцисса больно ранят. Особенно остро и долго страдают зависимые партнеры.
Мне жаль, что у меня «дошли руки» разобрать этот фильм с точки зрения психолога-психоаналитика. Оставалась бы под первоначальным впечатлением: красивый сюжет, увлекательный и романтичный, обаятельный герой, милая героиня… А тут такой «разбор полетов»! Но удивительно, фильм не перестал мне нравиться. Это жизнь. А жизнь не может не нравиться. Она бывает сложной, ранящей, непонятной, но сама по себе прекрасна.

#психоанализ#отношениясокружающими#отношенияспротивоположнымполом



Просмотров: 559
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Макс Фрай - цитаты
  • Макс Алкин: что это - перенос?
  • Авторитарный стиль воспитания. Антисоветы. Соавторы Ермолаев Тимур и Ильин Макс
  • Притча Макс Везунчик. Притча о разводе и не только.
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Размышления после просмотра фильма  режиссера Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже".
  • Психологический обзор фильма "Похороните меня за плинтусом"
  • Метаморфозы любви и ненависти. Психоаналитический разбор фильма "Красивый, плохой, злой"
  • Психотерапия любовью. Анализ фильма "Любовь в словах и картинах"
  • Справедливость любой ценой - После фильма "Мастер побега"
  • Наедине с Безумием - После Фильма "Дочь Бога"
  • По следам фильма "Безупречная жизнь"
  • Исследование диссоциативного расстройства на примере фильма "Три лица Евы"
  • О последствиях детской травмы насилия: на примере фильма "Девушка и смерть"
  • Психологический разбор фильма "Ну разве не романтично?"
  • Психоаналитический разбор фильма "Голос Монстра"
  • Пихоаналитический разбор фильма "Лабиринты Фавна"
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Психологический разбор фильма "Свадьба лучшего друга" с Джулией Робертс и Кэмерон Диаз
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • "Я так давно тебя люблю". Работа с травмой на материале фильма.
  • Психологический обзор фильма "Юрьев день"
  • Анализ фильма, освещающего работу психолога "Необходимая жестокость"
  • Фильм "Венера в мехах" - такой сеанс психоанализа вам под силу?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Нимфомания или сексозависимость? Анализ фильма "Нимфоманка" Ларса фон Триера (18+)
  • Про анорексию. На примере фильма "Против тела", Испания, 2005
  • Как мужчина выбирает жену? На примере фильма "Кошмарная мамочка"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь