|
Авторитарный стиль воспитания. Антисоветы. Соавторы Ермолаев Тимур и Ильин МаксАвтор статьи: Ермолаев Тимур Сергеевич
Авторитетный (в крайней форме – авторитарный) тип воспитания подразумевает формирование у ребёнка понимания правил и норм жизни за счет авторитета и наставлений воспитателя. То есть можно сказать, что в человеке объединяются как эмоциональное лидерство, так и инструментальное лидерство. В идеализированном виде подобный стиль воспитания выглядит примерно так: если авторитет сказал, то выполнение сказанного является обязательным и неоспоримым. Согласитесь, это очень приятная идея, что при взаимодействии с человеком может быть достаточно лишь слова, чтобы изменить ситуацию и его поведение Патологическая авторитарность предполагает не только образование сверхценных идей («ты должен», «я должен» и т.п.), но и также невозможность смотреть на них со стороны, критически пересматривать подобные убеждения. Как, в теории, можно достичь ситуации, когда ребенок полностью доверяет авторитету родителя, полагается на его руководство безоговорочно? Перед нами встают две задачи:
Другой вопрос, что подобные методы тотального подавления свободомыслия - применимы в рамках деструктивных культов и сект; и от личности, им подвергнутой, остаётся в целом не так много. А как стоит хорошо понимать, общая цель любого здорового воспитания – способствовать формированию сильной и успешной личности. Таким образом, с перспективы конечной задачи воспитания – стратегия максимального угнетения «вольнодумства» и подчинения ребёнка авторитарным командам не просто невыгодна, а вредна и ущербна (далее увидим, что она ещё и просто не работает в реальности). Всё же, взглянем по порядку - как можно этого добиться.
Подзадача №1. Привлечь внимание к своим выдающимся достоинствам: продемонстрировать, что ребенок не сможет в этом плане с вами сравниться. Пример (это просто пример одного случая решения подзадачи, необходимы систематические действия, подобные тем, что в примере): Дочь подходит к отцу, чтобы попросить о помощи в решении задач по математике. Отец ей помогает, с легкостью справляясь с заданиями. В результате - ребенок получает пятерку по математике. Когда дочь подходит к отцу похвастаться оценкой, отец говорит: «Это не твоя пятерка, а моя - видишь какой у тебя папка умный, до сих пор пятерки получает. А ты какие оценки постоянно получаешь?». Вероятные иррациональные убеждения отца, «способствующие» исполнению этой подзадачи:
Комментарий психологов Можно ли сказать, что с какой-то стороны отец прав? До определённой степени – да: разумеется, хотелось бы, чтобы дочь была достаточно прилежной ученицей и не нуждалась в помощи. Но почему же она это должна и обязана, лишь потому, что так хотелось бы? И также – отец утверждает, что «это моя пятёрка»; говоря о том, что это его знания и способности привели к этому отличному результату. Но далеко не факт, что так и есть – если отец просто помог решить несколько домашних заданий, а девочка позже написала отличную контрольную работу по этой теме, то очень странно думать, что это 100% заслуга отца (хотя и отрицать его вклад тоже неразумно). Подзадача №2. Отвлечь внимание от своих недостатков и продемонстрировать, что, в принципе, это достоинства. Пример: Дочь: Папа, почему ты на меня не обращаешь внимания? Отец: Потому что у меня нет времени - я много работаю, приношу домой зарплату, чтобы ты могла спокойно спать в тепле и есть нормальную еду. Возможные иррациональные убеждения отца в рамках этой подзадачи:
Комментарий психологов К каким выводам может прийти ребёнок в этом случае – зависит от его уже развитых навыков критического мышления. Психологически, отец предлагает дочери не ответ, а рационализацию (удобное, правдоподобное оправдание, не отвечающее при этом на вопрос); даже если ребёнок не владеет такой терминологией, на уровне интуиции ей будет понятно, что папа уходит от ответа, а ответ – дочь ему просто неинтересна сама по себе. С другой стороны, для детей характерна наивность, и дочь вполне может признать такое объяснение как истину и перестать искать отцовского внимания, ведь ему некогда. В каком-то смысле, это может быть и полезно – зависимость от чужого внимания и одобрения вещь не самая здоровая. Однако, в этом и парадокс – успешность авторитарной позиции родителя зависит как раз от того, насколько ребёнок зависим от оценок и поощрений с его стороны. Таким образом, стратегия может подрывать собственные цели – вместо укрепления авторитета, значимости родителя будет происходить обратно.
Подзадача №1. Продемонстрировать неэффективность самостоятельного принятия решений. Пример: Дочь: я разбила коленку Отец: а я тебе говорил, что упадешь, я говорил, что обязательно нужно думать о защите при поездках на роликах. Нет, ты решила по своему, не послушалась папу, вот тебе и наказание. Возможные иррациональные убеждения отца в рамках этой подзадачи:
Комментарий психологов Успешным ли будет применение такой стратегии? Снова мы обнаруживаем, что «палка» авторитарного лидера – о двух концах: если у ребёнка действительно получиться сформировать установку на то, что принимать решения самостоятельно – это вредно, опасно и чревато неудачами, то он, скорее всего, вырастет крайне тревожным, мнительным и зависимым от мнения окружающих. Конечно, он будет послушным и покорным воле авторитарного родителя (скорее всего) – но какой ценой? Проще говоря – такой человек постоянно будет искать себе авторитетов, которых стоит слушаться, и кто будет принимать за него «правильные» (идеальные, безупречные, безошибочные – в общем, нереальные) решения. Оно вам надо, граждане родители? Подзадача № 2. Продемонстрировать выгоды принятия решения под руководством авторитета Пример: Дочь: Папа, учительница сказала, что мы сделали прекрасный проект! Отец: Видишь, когда ты меня слушаешься, мы делаем что-то прекрасно, теперь тебя хвалят в школе. Понимаешь, почему старших надо слушать и не спорить? Возможные иррациональные убеждения отца в рамках этой подзадачи:
Подзадача №3. В случае если ребёнок принимает самостоятельные решения, противоречащие мнению авторитета - нужно применять карательные методы, обосновывая это ситуациями из прошлого Пример: Отец: Где была? Учебники даже не открывала, гляжу! Дочь: Я сегодня ходила в кино с подругами Отец: Я же говорил, сначала учёба, потом отдых. Все, я не буду давать тебе карманные расходы, пока ты не поймешь, этой простой истины Иррациональные убеждения в рамках этой подзадачи
Комментарий психологов Как и в случаях выше – то, что правила озвучиваются родителем, вовсе не превращает их в законы природы и догмы. Даже если эти правила реально полезны, и предпочтительно им чаще следовать, чем нарушать – это вовсе не свидетельство тому, что они «обязательно должны» исполняться. Ну и последнее убеждение – также представляет собой иррациональное правило, разделяемое многими родителями и не только. Есть определённые рамки ситуаций, в которых наказание может быть эффективно и уместно – если соразмерно проступку и доступно объяснено ребёнку. Но в большинстве же случаев, обычный эффект наказания – в том, что непослушание не просто не уменьшается, но даже увеличивается и приобретает более бунтарские формы. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Итак, попробуем свести всё выше сказанное вкратце. Авторитарный стиль воспитания – обеспечивается несколькими базовыми иррациональными убеждениями родителей:
И другие, подобные этим, токсичные установки. К чему приводит модель воспитания, обусловленная такими убеждениями? Как мы уже разобрались – есть всего два возможных итога:
Что могут сделать родители, обнаружившие у себя ту или иную степень авторитарности в виде убеждений или привычных действий в отношении своих детей? Прежде всего – убеждения необходимо критически пересмотреть и разработать для них рациональную замену. Скажем, вместо идеи-фикс о «Дети безусловно обязаны меня слушаться по любому поводу» - получится разумное предпочтение «Я бы хотел, чтобы дети меня слушались во многих вопросах, но обязать их к этому нельзя, да и не нужно – лучше пусть развивают способность разбираться в делах и учиться на ошибках самостоятельно». И, соответственно – необходимо подобрать новые поведенческие приёмы, согласующиеся с рациональными убеждениями, но несовместимые со старыми, иррациональными. Например – в той же ситуации с помощью по математике более рациональный родитель мог бы высказаться так: «Видишь, доченька, можешь ведь и на пятёрки учиться – почти уверен, что и без меня скоро будешь справляться. Умница, продолжай заниматься в том же духе!». Воодушевляет гораздо больше, чем нахальное заявление «Ето моя питёрка», правда же? Другая сторона в подобных обстоятельствах – дети. Что могут сделать дети (даже уже взрослые), если обнаруживают у себя родителей с авторитарными чертами? Прежде всего – у детей тоже могут быть иррациональные убеждения, разумеется. И основное, как показывает практика – неприятие и обесценивание родителей, выражается в убеждении «Мои родители не должны быть такими авторитарными тиранами, так просто нельзя, это чудовищно!». То есть – первым делом родителей нужно принять с их авторитарностью. Которая «должна быть» - просто потому, что уже есть, и все условия для этого в наличии. Естественно, это менее приятно, чем более разумные модели поведения, с которыми бы и хотелось иметь дело – но других не будет, родители это «дано» и вне власти наших пожеланий, магическим хотением их не переделаешь. Что означает безусловное принятие на практике? То, что в роли ребёнка авторитарного родителя – мы прекращаем ссориться, спорить и вступать в конфликты с родителями по поводу того, как нам жить и что делать, НЕ подчиняясь их требованиям и приказам при этом. Разве так можно? Не только можно, но и нужно – главное понять, что оспаривая и пытаясь переубедить авторитарного родителя в каком-то его мнении или решении, мы уподобляемся ему же; пытаемся проникнуть в голову другого человека и установить там свои порядки. Полезный эффект этого – минимален, если вообще есть. Всё в одной статье не осветить – но мы надеемся, что основные вопросы и стратегически важные рекомендации насчёт авторитарного стиля воспитания у нас получилось осветить. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|