|
Как мужчина выбирает жену? На примере фильма "Кошмарная мамочка"Автор статьи: Донская Елена Юрьевна
Как мужчина выбирает жену? на примере фильма Вуди Аллена «Кошмарная мамочка» Почему я выбрала фильм для анализа заявленной темы? Все мы с детских лет смотрим кино по телевидению или в кинотеатре, это как часть нашей жизни. Кино является одним их самых доступных видов массового искусства. Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, иногда на первый взгляд, не вытекающих из его визуального ряда. У каждого человека есть влечения, которые он не может осуществить в реальности из-за ограничений. Посмотрев кино, он может поставить себя на место героя и символически прожить запретное желание. Основным создателем фильма является режиссер, который доносит до зрителя свои творческие замыслы через призму своей психики. В этом смысле фильм можно рассматривать как отражение субъективности режиссера и его внутрипсихических конфликтов. Целью данного эссе является психоаналитический анализ фильма Вуди Аллена «Кошмарная мамочка» , какие внутрипсихические конфликты Вуди Аллен показал нам в этом фильме. Как происходит разрешение Эдипова конфликта у мужчины, какие стадии необходимо пройти для позитивного разрешения Эдипова конфликта. Из биографии Вуди Аллена известно, что он был женат два раза молодости, эти браки распались. Затем после долгого перерыва, уже в зрелом возрасте он встретил женщину, с которой создал семью. В фильме «Кошмарная мамочка» в комедийном жанре рассказывается о уже зрелом мужчине, который хочет отделиться от своей мамочки, но это у него не очень то получается. Как происходит выбор объекта любви? Для лучшего понимания этапов развития сюжета, фильм условно разделен на несколько частей. Фильм начинается с того, что Шелдон-главный герой фильма, рассказывает психоаналитику сон, в котором видит, что его мать умерла. Он жалуется аналитику на мать, которая до сих пор считает его маленьким мальчиком и рассказывает про его детство всем окружающим. Этот сон исполняет желание сепарироваться от матери и в то же время говорит Шелдону о том, что у него в голове есть голос мамочки (интроект), который даже после ее смерти будет его вторым Я или супер Эго. Шелдону уже 50 лет и он успешный юрист. У него есть подруга, на которой он хочет жениться. Шелдон приходит с ней к мамочке для знакомства. Однако, мамочка говорит, что ему еще рано жениться, ей не нравится его невеста. У Лизы, невесты Шелдона, трое детей от первого брака. Лизе она рассказывает о том, что он платит алименты и о других отрицательных его качествах. Здесь явно показано о желании матери оставить сыночка себе. В свою очередь Шелдон хочет символически занять место отца и «жениться на матери», ведь Лиза уже мать. Шелдон начинает переживать эдипов конфликт. В следующей части, Лиза приглашает мать Шелдона познакомиться со своими детьми, мать недовольна, но идет. Они идут в цирк, где фокусник приглашает на сцену мамочку Шелдона для демонстрации фокуса. Она должна полезть в ящик и он пронзит ее несколькими мечами. Мамочку «пронзают» мечами и случается чудо. Эпизод, когда ее пронзают мечами, которые символизируют пенисы, можно трактовать как появление третьего, мужчины. Мамочка принадлежит отцу и покидает сына. Шелдон страдает и ищет мать. Мамочка исчезает, как и мечтал Шелдон. Пережив внутренний Эдипов конфликт Шелдон находит себе свою «мамочку», в лице его подруги Лизы. Ему становится хорошо , сексуальные отношения с его невестой улучшаются, он никогда не чувствовал себя таким расслабленным. Ему нравится его новое состояние и он хочет прекратить поиски матери. Но интроект матери никуда не девается. В фильме это показано как образ мамочки обнаружился в небе над Нью-Йорком и она по-прежнему рассказывает всем про Шелдона, ругает его невесту и требует не жениться на Лизе. Обсуждение перешло на экраны телевидения, журналисты атакуют Шелдона, он даже не может выйти на улицу. Его дразнят маменькиным сынком. Лизе не нравится атака мамочки на нее и на ее жизнь. У Шелдона начинаются ссоры с Лизой. Внутрипсихический конфликт усиливается. Мать может исчезнуть физически, но без глубокой проработки конфликты не разрешаются. Шелдону так плохо, что он ищет способ покончить с собой. Это можно интерпретировать как потребность в трансформации. Он хочет сепарироваться от мамочки, в фильме это показано очень конкретно в форме желания умереть, и мамочка наконец то замолчит. Однако, он делает это когда в соседней комнате находится невеста и сообщает об этом психоаналитику, что говорит о том, что ему нужно, чтобы его кто-то спас. Шелдон жалуется аналитику на мать и на проблемы с невестой. Аналитик говорит, что ему может помочь только магия. Шелдон регрессирует в доэдипальный период, когда у ребенка есть вера в магическое мышление. Ребенок заплакал и появляется «грудь». Шелдон пришел к ясновидящей, которая с порога предлагает ему поесть и рассказывает рецепт приготовления курицы духу своего умершего друга. Она признает серьезность проблемы Шелдона и пытается ему помочь вернуть мать на землю. Шелдон критически относится ко всем действиям ясновидящей, и тем не менее принимает участие в ритуалах возвращения мамочки. Через некоторое время ясновидящая признает свою беспомощность, Шелдон утешает ее и приглашает в ресторан. Ясновидящая сама готовит ужин, кормит его курицей, как его мама, и дает Шелдону куриную ножку с собой. Шелдон возвращается домой и находит там письмо от Лизы, что она покинула его. От расстройства он достает куриную ножку, которую дала ему Трева (ясновидящая). Он смотрит на ножку и понимает, что именно эта женщина ему нравится, он нашел образ заменяющий мамочку. Конечно это не мама, но она любит его, кормит его, заботится о нем так же как мамочка. Мамочка будит Шелдона с небес «проснись!». Шелдон с Тревой выбегают на балкон и Трева говорит что она любит Шелдона. И вдруг мамочка исчезает и снова возвращается домой в человеческом образе. Несмотря на то, что фильм является комедией, я на протяжении всего фильма чувствовала напряжение, пик напряжения пришелся на тот момент, когда Шелдон достает куриную ножку, которую ему дала Трева и с нее капает желе. Это было напряжение с оттенком отвращения. Когда Шелдон улыбнулся и я поняла, что он влюбился в Треву и будет счастливый конец, напряжение отпустило и стало спокойно и хорошо. Как будто теперь все завершено и на своих местах. В фильме ярко показано запоздалое разрешение Эдипова конфликта и процесс сепарации от матери. Сын желает смерти отцу (в фильме отец умер) и «женится» на мамочке. Шелдон очень близок с биологической матерью и хочет жениться на матери троих детей. Затем герой переживает кризис невозможности обладать матерью. Герой фильма преодолевает Эдипов конфликт. Он интроецировал образ, характер и поведение матери и находит себе женщину почти как его мамочка. Эдипов позитивно разрешен. В то же время, герой находится под сильным влиянием реальной матери, поэтому процесс сепарации не состоялся, Шелдон так и остался маменькиным сынком. Этот фильм позволяет получить удовольствие от удачного разрешения эдипового конфликта и сохранения близости с мамочкой. Если рассматривать фильм как сновидение, исполняющее желание, то желание -слияния с матерью и женитьбы на матери-исполнено. Мужчина бессознательно выбирает себе женщину, похожую на его мать. Часто выбирает физически похожую на мать, но это слишком конкретно. В фильме показано, как герой сначала выбрал женщину, которая заботится о детях, затем выбрал такую, которая помогала ему найти мать, готовила как мамочка, уделяла ему все свое время. Так и в жизни, мужчины выбирают женщин, которым присущи черты их матери, которые они любили. Или какой-то другой женщины, когда произошла фиксация чувства любви и привязанности. Это могла быть медсестра, которая перевязала рану, позаботилась о нем. Но бывает и так, что мужчина выбирает женщину совсем казалось бы не похожую на мать. В моей практике был случай, когда мужчина обратился с проблемами отношений с женами. Он развелся с первой женой, потому что она была деспотична, ругала и даже била его. Через некоторое время он женился на другой, которая стала требовать от него внимания, денег, выхода в свет, не готовила и т.п. Пациент приехал в Москву из провинции, его мать тихая скромная учительница, отец инженер. В глубинной психологии Юнга есть понятие «тень», это архетип, который представляет те части личности, которые не могут быть приняты в себе. Говорят, что эти части или черты характера находятся в тени, они присутствуют в психике, но подавлены. Скромная женщина в тени яркая, тихая в тени-скандальная, домашняя женщина в тени светская львица. В случае пациента, он бессознательно выбрал себе женщин, которые имели характер тени его матери. В самом упрощенном варианте ответ на вопрос, какую жену выбирает себе мужчина, звучит так: он выбирает женщину с аспектами личности, похожими на позитивные, негативные или в их комбинации, черты характера его матери. Список литературы:
Елена Донская 03.11.2018 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|