|
Больше, чем эмпатия. Часть 2 (перевод книги)Автор статьи: Котляров Дмитрий Сергеевич
Продолжение перевода книги Ричарда Эрскина "Больше, чем эмпатия" Глава 2 "Терапевтический опрос"
Терапевт: Оставайтесь сейчас со своим телом, Шерил. Шерил: Я остаюсь, но частично. Терапевт: Можете ли вы меня научить этому? Что Вы подразумеваете под «частично»? Шерил: Хорошо. Я нахожусь вот здесь (указывает на левую сторону телу). Терапевт: В этой части тела? ( показывает на левую сторону тела) Шерил: Да. Терапевт: А другая сторона Вашего тела? Шерил: О, это там. Терапевт: "Это там"? Шерил: Я могу чувствовать её. Снаружи. Терапевт: Как будто вы не там? Как – будто вы выключили эту сторону? Шерил: Да. Мою руку. Только эту часть. Терапевт: Я понимаю, у вас есть реальная важная причина, что вы находитесь вне своей части. И можете только чувствовать ее от внешней стороны. Шерил: Да. Терапевт: Вы к чему-то подготавливаетесь когда Вы находитесь в этом положении? Шерил: Да..., если..., если кто-то касается той части, где я не нахожусь, гм, тогда я не реагирую. Терапевт: Вы не реагируете — это замечательно! Шерил: Да, я держу правую сторону оцепенелой.
Характеристики опроса Уважение к клиенту. Уважение это фундамент терапевтического опроса. Терапевт, который не уважает клиента или не проявляет свое уважение к нему не будет способен установить контакт, в котором нуждается клиент, чтобы почувствовать безопасность. Без уважения контакт будет искусственным, механичным. Опрос тогда может пугать клиента, походить на расследование или допрос. Уважение и навык два фундаментальных компонента последовательного терапевтического успеха. Навык может быть приобретен в течение долгого времени. Уважение, однако, является постоянным требованием и должно присутствовать постоянно. Уважение, конечно, не означает, что терапевт постоянно соглашается с клиентом или постоянно одобряет и поддерживает все, чтобы клиент не делал. Уважение относится к сущности человека как к существу, который был рожден ценным и привлекательным, и который выживал, так как лучше всего умел. Уважение к его борьбе, храбрости и к желанию выжить. Уважение выражается через постоянное приглашение клиента к контакту, в поддержке, которая обусловлена продвижением клиента. Заметьте, как проявилось уважение к Шерил во время диалога, указанного выше. Все комментарии терапевта, касаются внимательности Шерил к себе, и к своему внутреннему процессу. Терапевт уважает Шерил за то кто она и за что она делает здесь и сейчас. Уважение становится явным: «Есть реальная причина того, что вы находитесь извне вашей стороны» - это противоядие стыду и смущению, которые Шерил, возможно, чувствует по этому поводу. Наиболее ярко уважение проявляется в окончании диалога с ней. «Замечательно» - это спонтанная оценка навыка Шерил, которая развила его, чтобы выжить.
Искренний интерес. Трудно указать на какую-либо отдельную часть в терапевтической беседе, что иллюстрирует интерес со стороны терапевта. Искренний интерес передается не столько словами, сколько тоном голоса, выражением лица, всеми невербальными аспектами общения. Он подтверждается своей устойчивостью: интерес ко всему, а не только к отдельным частям, что случается, привлекают внимание терапевта. Как Шерил сужает свое телесное восприятие? Насколько это полезно для нее? К чему она так готовится? Для квалифицированного врача образцы индивидуального контакта клиента с миром и с собой или наоборот образцы отсутствия контакта с чем-либо, а также цели клиента, которых он достигает с помощью этих образцов являются бесконечным источником удивления. С одной стороны интерес едва ли требует упоминания так как является естественным продуктом уважения. Действительно как можно реально уважать другого человека и не быть искренне заинтересованным в его опыте? Но отсутствие интереса имеет значительные последствия и поэтому заслуживает места в нашем списке. Во-первых, он упрощает работу терапевта: освобождая от его от бремени выяснения что делать. Искренне заинтересованный терапевт начинает удовлетворять свой интерес, спрашивая все больше о его убеждениях, опыте и понимании клиента. От вопроса «Что вам напоминает ситуация, когда вы ответственны за все главные решения на работе?» до «Как вы себя вели, когда ваш папа приходил домой пьяным?» разговор начинает свою собственную жизнь. Каждый вопрос вызван предыдущим ответом; иногда вопросы могут возникать столь быстро, что возникает необходимость выстраивать их в очередь. Хорошие преподаватели знают все о том, как искренний интерес продвигает диалог между ним и студентами. Предположим, что вы преподаватель и задаёте мне вопросы, которые помогут мне понять, скажем, как сделать те или иные исчисления, а я как студент действительно заинтересован в своём продвижении. Каждый из ваших вопросов пригласит меня каждый раз расширять свои знания; наш взаимный интерес и удовольствие обучения будут держать нас вовлеченными, пока я не справлюсь с задачей. К счастью искренний интерес клиента редко бывает проблемой. На клиентов можно вообще положиться, что они будут заинтересованы в своей терапии. Часто проблемой может становиться интерес терапевта, который может блуждать. Часто это происходит, когда интерес сталкивается с процессом терапевтического исследования. Одно из последствий утраты интереса это не знание, что спросить дальше. Клиент ответил на ваш вопрос и сидит, ожидая следующий. Что спросить дальше? Куда повести терапевтическое исследование? Без искреннего интереса со стороны терапевта он вынужден вернуться к техникам, но часто этого оказывается недостаточно. Самым неприятным последствием для терапевта при отсутствии интереса является утрата контакта. Если мы не заинтересованы наше внимание неизбежно начинает блуждать и мы утрачиваем контакт. Даже если мы осознали, что произошло и попытались восстановить контакт, то все равно существует разрушение контакта. Если мы все-таки обнаруживаем, что интерес потерян и внутренний диалог может быть наполнен чувством вины или стыда: не позволяйте проявиться этому, чтобы клиент не узнал, что вы сейчас не проявляете к нему интереса. Притворство всегда отрицательно действует на качество контакта и подлинность взаимоотношений. Но не будучи искренно заинтересованными мы разрушаем целительную сущность терапевтической работы. Когда же вы поняли, что ваше внимание ускользает, то вам стоит задать себе вопрос: «Что я делаю, если я мысленно блуждаю, и я действительно не заинтересован в клиенте?». Отыщите любую информацию, которая возникает вследствие потери вашего интереса. Ведь ваше мысленное блуждание не произошло же в вакууме: это случилось в контексте того, что произошло и происходит между вами и вашим клиентом. Возможно, клиент рассказывает, что вам просто трудно его слушать, что вполне может возникать из нерешенных вами своих собственных проблем. Возможно, вы проявляете ту же самую незаинтересованность, которую клиент получал от важных лиц в своем давнем или недавнем прошлом. А возможно ваше отсутствие интереса (или избегание контакта) вызвано отсутствием интереса (или избеганием контакта) у клиента. Если вы осознаете свой внутренний диалог, то вы можете отложить его в сторону, чтобы вернуться к нему позже, а можете иметь с ним дело во время беседы с клиентом. Если это касается вашей собственной истории, то уместно было это отложить и найти позже третье лицо с кем вы могли проработать свою проблему. Если это больше касается вашего взаимодействия с клиентом, то вы можете выбрать обсудить это сразу же или отложить, чтобы обсудить позже. Просто замечая и делая решения должно позволить вам ещё раз заинтересоваться тем, что происходит во время терапии. Если же этого не происходит и вы замечаете что ваше внимание постоянно блуждает, а интерес сникает, то самое время взять супервизию или терапию. Что-то идет не так и вам стоит понять, что именно. Помните, что искренний интерес возникает из уважения; если нет ни того, ни другого то, что-то вам мешает.
Открытый космос. В небольшом отрезке интервью с Шерил нет комментариев терапевта, которые бы звучали как простые «да» или «нет» или как простое утверждение факта. Даже в те моменты, когда на простое отражение факта терапевтом Шерил ответила «Да» подготавливали ее к следующему шагу. «Научите меня этому» этот тип запроса фокусирует клиента на двух моментах: специфическом феномене и также позволяют рассказывать клиенту о своем опыте в том стиле, который он предпочтет сам, что безусловно имеет для него смысл. Используя слово «Частично» Шерил указала на важный аспект своего опыта, что терапевт немедленно продолжил свое исследование. Комментарий «Как будто вы не там» возник из ответа Шерил «Снаружи». Куда бы ни шел клиент, терапевт следует за ним, но всегда приглашает клиента осознать чуть больше, увидеть чуть больше в том, что он только что сказал.
Теория не оказывает плохого влияния на процесс опроса. Терапевт не может работать без теории. Теории о том, как люди растут и меняются и об особенностях типов отношений между людьми будут облегчать продвижение клиента и будут помогать управлять путем вашего движения с клиентом. Но также в процессе опроса наша теория не должна ограничивать исследование клиента. Мы должны быть уверены, что не ведем наш опрос сознательно или случайно таким образом, что слегка подталкиваем клиента к нашим теоретическим ожиданиям (шаблонам). Вопрос терапевта «можете вы научить меня этому?» к Шерил не предполагает какого-либо специфического значения. Все, что бы она ни сказала, пытаясь «научить» терапевта воспринялось бы терапевтом как имеющее силу, как важное на данный момент. Она открывает, то, что она меняет свои ощущения в правой руке, включая все ее тело, и терапевт приглашает ее к пониманию своей причастности к этому переключению: «У вас есть реальная важная причина…» Это комментарий легко объясним: довольно необычно, что такое переключение не имеет причины или не важно для человека. Также делая этот комментарий, и получив согласие Шерил, терапевт получает возможность спросить следующий вопрос: «Вы к чему-то подготавливаетесь..?». Без подтверждения о том, что действительно существует важная причина, следующий вопрос терапевта был бы навязан терапевтическими идеями. И опрос стал бы похожим на интерпретацию сказанного клиентом. Вопрос о том, что клиент к чему-то подготавливается, требует дополнительного объяснения. Без знания телесного языка Шерил, можно было бы удивиться, как возник этот вопрос и предположить, что он фактически был навязан теоретическими предубеждениями терапевта. Но на видео этого диалога было бы заметно нечто другое: Шерил как-то скрутилась и повращала правой рукой, той которую она не чувствовала. Ее все тело говорило: «Защита!». Получив силу этого невербального утверждения и был задан вопрос «Вы к чему-то подготавливаетесь?». Люди, которые не собираются защищаться не ведут себя подобным образом. И в тот момент у Шерил был выбор либо признать ей это, либо поговорить, о том, чтобы это могло быть. Когда мы не навязываем нашу теорию клиентам, мы можем свободно двигаться за ними, туда, куда им нужно идти. Не редко в этом движении клиент находит нечто, беспокоящее его. А как быть с тем, что терапевт должен быть авторитетом? Ведь терапевты научены понимать людей и хорошему клиенту для своего выздоровления следует внимательно слушать терапевта и делать все, что он говорит, не так ли? Но вот парадокс, терапевтическому исследованию присуще другое правило: не делать то, что я говорю, а следовать своему мнению. И если клиент так делает, то он впоследствии будет следовать инструкциям терапевта. Контакт можно представить как своеобразную нить, которая ведет клиента или терапевта через путаницу и смущение. Даже если терапевт понимает клиента неправильно или движется в неверном направлении своими вопросами или упускает что-то важное, наличие контакта в терапевтических отношениях дает возможность терапевту или клиенту совершить необходимую корректировку или вернуться назад. Терапевт просто остается в данном моменте, остается с тем, что происходит «здесь и сейчас» и напоминает об этом клиенту, если это необходимо. Рассмотрим короткий отрезок работы, где терапевт работает с клиенткой по имени Нейл. Нейл - женщина 50-ти лет, профессионал в своем деле, которая имела трудное детство, наполненное пренебрежениями, оскорблениями и семейными разногласиями. Чтобы иметь дело со своей болью и противоречивостью в прошлом окружении она научилась больше полагаться на свои предположения и воображение, чем на свое восприятие реальности; сейчас, будучи взрослой, она испытывает сильное смущение в близких отношениях. Не удивительно, что сильное смущение проявляется и во время ее работы. Она расстроена своей неспособностью продвигаться; и она пугает себя фантазией, что терапевт покинет ее.
Терапевт: Давайте разберемся со всеми вещами, которые вы воображаете. Со всем тем, что вы называете «сумасшествием». Как, например представлением, что будто я вас покину. Нейл: Я знаю, что вы не сделаете этого… Я не знаю, что мне делать. Терапевт: Возвратитесь внутрь себя. Просто позвольте себе узнать, что происходит с вами. Нейл: (пауза) Я пытаюсь остаться с вами. Но я не знаю, что делать с молчанием. Терапевт: Вам не нужно пытаться остаться со мной. Это моя работа – оставаться с вами.
Вряд ли можно найти более ясное утверждение о том, что терапевт не навязывает своей теории клиенту: «Вам не нужно пытаться остаться со мной. Это моя работа – оставаться с вами». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|