Если вы выходите на улицу,ездите общественным транспортом, бываете в парках, супермаркетах, на детских площадках, ходите в гости, то вероятнее всего, хотя бы раз в жизни становились свидетелями того, как ребёнок воспитывает своих родителей непристойным поведением. То есть ведёт себя не так, как нужно родителям, а именно: капризничает, балуется, ломает игрушки, кричит, ноет, одним словом, действует нежелательно. Родителям, естественно, становится стыдно за то,что у них такой невоспитанный ребёнок (ещё бы!), или поведение ребёнка, отклонённое от нормы, просто напросто мешает. В такие неловкие моменты очень часто можно услышать от родителей следующую фразу: "Если ещё раз увижу что ты это делаешь, ты у меня получишь!" Как показывает практика, угроза действительно работает. Это быстрый способ добиться послушания от детей, способ немногословный и малозатратный энергетически. До ребёнка моментально доходит чего делать нельзя на глазах у родителя, и, не желая получить наказание, он слушается. Есть только одно НО - работает этот способ только до тех пор, пока родитель находится в поле зрения ребёнка. Как только проходит определённый промежуток времени, ребёнок делает то, что ему было запрещено. В связи с этим перескажу вам историю, о которой повествует Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния». В США социальные психологи провели эксперимент. Группе мальчиков 10 лет дали в распоряжение игрушки, при этом запретили играть с одной, механическим роботом, причём запрет был выстроен в такой форме: "С этим роботом играть нельзя. Если ты ослушаешься меня, я тебя накажу". В ходе эксперимента никто из детей к роботу не прикасался. Но прошло три недели, в класс пришёл коллега психолога, проводившего эксперимент,собрал этих же детей и разрешил брать все игрушки, которые они видят. 80% мальчиков окружили робота, с которым им было запрещено играть. В другой группе десятилетних мальчишек создали аналогичную ситуацию. Но фраза о запрете была построена иначе. Психолог объяснил правила и добавил: "А с этим роботом играть,ребята, нельзя". Камеры наблюдения установили следующее - в ходе игры к этому роботу приблизился только один мальчик. Когда, спустя три недели коллега психолога, проводившего эксперимент, позволила детям играть со всеми игрушками, к роботу подошли только 18% детей, ажиотажа вокруг игрушки не было. С чем же связан этот феномен? По мнению Роберта Чалдини, это связано с принятием ответственности у ребёнка за свои поступки. Когда мы встраиваем своему ребёнку определённый шаблон правильности/неправильности какого-то поведения, при этом воздействуя на него угрозой, эффект будет временный и обратный. Это не станет его собственной мыслью, не станет его личным убеждением. Наоборот, ему будет хотеться как можно быстрее его нарушить. Только так, чтобы никто не увидел. Когда же авторитетный взрослый говорит мягко, но убедительно «этого делать нельзя», ребёнок принимает эту мысль, присваивает её себе, и через некоторое время она уже становится его собственной позицией. То есть ребёнок следует уже СВОЕМУ собственному, внутреннему убеждению. Независимо от того, находятся его родители в поле зрения или нет.
Но здесь не случайно акцентируется внимание на том, что взрослый, (родитель, воспитатель), должен быть АВТОРИТЕТНЫМ. Не авторитарным, а авторитетным, что часто путают. Как сделать так, чтобы ваш запрет стал авторитетным? У каждого будет свой подход, многое зависит от самого ребёнка. Кому-то достаточно только мягко сказать "нельзя",кому-то нужно обязательно объяснить, почему именно нельзя, к каким последствиям это может привести. Каждый родитель должен найти свой, уникальный подход, который будет работать именно с его, уникальным ребёнком. Главное, обходиться без угроз. Ведь в десятилетнем возрасте сложно устоять перед запретом поиграть с роботом, в подростковом- перед другими, более важными запретами. И если подросший ребёнок вдруг встанет перед выбором, скажем, закурить или нет, пусть "нет" скажет ЕГО внутренний голос, а не ваша угроза, которая может максимум заставить его курить где-то за гаражами,чтобы не увидели вы. Есть над чем задуматься, не правда ли?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.