Как правильно останавливать передачу травмы

Взрослые, выросшие в созависимых семьях, с огромной долей вероятности будут передавать дисфункциональные паттерны своим детям. Это плохая и грустная новость. По моему опыту и опыту моих клиентов становится ясно, что даже огромное желание "не делать неправильно" (читай: так, как было в родительской семье) не помогает. Ведь здесь ключевую роль играет контроль над своим поведением, а не измененияе собственных дисфункциональных привычек и убеждений, находящих свое отражение в поведении.

Так, например, молодая мама понимает, что кричать на младенца, срываться на него - плохо, бессмысленно, она старается контролировать себя, но один из наиболее приемлемых способов - сдерживание гнева. Таким образом пытаясь не привносить черты родительского дисфунцкционального воспитания в свою семью. Но, не находя проявления, гнев копится и затем выплескивается с двойной силой. Паттерн прорвался через контроль. У молодой матери нет опыта того, как "надо", но есть четкое понимание, того как "я не хочу". И в этом хорошая новость: осознание и маркировка привнесенного *нежеланного* поведения  - это первый шаг на пути к освобождению от него.

Еще пример, более наглядный: родители прочитали, что проявлять гнев - можно, о чем сообщают своему ребенку, но их поведение (основанное на семейных убеждениях) может говорить об обратном. Так, сердитый ребенок у мамы может вызывать чувства тревоги или беспомощности и она подсознательно противится его гневу, не может его принять. И это прекрасный пример известного выражения "ребенка учат не слова, а поступки взрослого".

Так, например, родитель, желая научить ребенка самостоятельности, твердит о пользе ответственности и самостоятельности, но на деле демонстрирует поведение зависимости, растерянности, неадекватности сложным ситуациям. Потому что иначе не умеет.  

Таких примеров масса и главное в них то, что родитель понимает, ЧЕМУ он хотел бы научить ребенка, а ЧТО - оставить предыдущему поколению (не передавать травму), но у него нет ОПЫТА, как это сделать, нет понимания, и, главное, он сам не справился со своим травматичным прошлым. Ребенок, естественно, реагирует на действия родителя, а не его слова. С грустным все. 

Хорошая новость в том, что можно завязывать читать умные книжки и разбираться с тем:
1. что вызывает раздражение при виде плачущего младенца. Какие чувства вызывает он? Кого напоминает? На что похоже это состояние? И т.д.
2. можно ли сердиться? Если да, то как? Сердитесь ли вы? Что будет, если вы рассердитесь? Кто на вас сердился, а на кого вы не могли? 
3. что для вас самостоятельность? Самостоятельный человек - это какой? Если ребенок не будет самостоятельным, то что случится с вами?

И так далее. То есть каждую конкретную волнующую ситуацию прорабатывать с родителем, исследовать привнесенные убеждения, проверять их на пригодность, разбирать, что стоит за тем или иным поведением (некое правило, основанное на прошлом опыте), и, наконец, самому учится действовать так, как вы пытаетесь учить ребенка. Или хотя бы проверять на профпригодность саму эту необходимость. 

Еще раз: если вас что-то волнует в поведении ребенка, вы хотите что-то исправить, или вы боитесь передать "вашу семейную черту", желаете "оградить его от чего-то", научить чему-то, что сами не умеете, и, тем более, сделать его непохожим на вас, разберитесь, какую роль это играет лично для вас и, быть может, сначала имеет смысл разобраться со своими травмами, чтобы затем своим поведением подавать правильный пример ребенку.  



Просмотров: 247
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Пять "С" или чему нужно научить ребенка?
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Чем может помочь арт-терапия. Наглядный пример: "Несуществующее животное"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Можно оставить в покое "внутреннего ребенка"?
  • Треугольник "Чувства-мысли-действия"или как управлять поведением.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • "Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает" (Гораций)
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Учить ли ребенка "давать сдачу"?"  
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Как правильно хвалить ребенка или Почему не стоит говорить "Молодец"?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь