От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-сессия 3 из 10.

Песочница № 3:

Опасный Леопард. Наблюдение за хищником и оборона от него.

Третья песочница оказалась особенной. В ней наглядно проявилась третья стадия по Вейнрибу: частичное разрешение основного комплекса (главной проблемы).

В течение первых трёх стадий Sandplay преодолевается влияние коллективных ценностей, прорабатывается страх личной инициативы и ответственности. На сцену выходят мужские и женские черты характера (Анима, Анимус), становятся видны проблемы между ними, а также неосознанные негативные стороны (Тень). Фигурки обычно располагаются по углам, занять центр песочницы клиент не решается. Исцеляющий потенциал психики на этих стадиях может проявляться в появлении уроборических элементов в песочнице (змей, ящериц, драконов, пещеры, горы).

От беспомощности к самообладанию Хроники школьной травмы Sandplay сессия 3 из 10

3.1.                                                                   3.2.

Сюжет: Исходная позиция – руки, погруженные в песок, - стала традицией. Руки сами придумают сказку. Опять в кабинете появился живой жук (для октября месяца это неудивительное явление). Ему как обычно отводится роль главного героя, хоть и неуправляемого. Затем создается ландшафт для главной фигурки Жука:  растительность, гора, озеро.  Появляется новая героиня – Сороконожка, она тоже закапывается в песок. В дальнейшем эта уязвимая часть личности, символ Анимы будет появляться постоянно.

В сказку заходят мама и папа-пауки, одни детки - с мамой, другие – с папой. Один из паучков занимает наблюдающей пост на холме из сырого песка. В песок постоянно добавляется вода. Разжигаются Костры. Активные действия происходят только в нижней части песочницы. Наверху картины расположились огромные фигуры жуков, которые не были задействованы, сохраняли неподвижность.

 Появляются теплокровные животные: Леопард и Бурундучок. Леопард начинает охоту на Бурундука, с их появлением в песочном поле возникло ощутимое напряжение. Наблюдающий паучок захотел напасть на Леопарда, чтобы защитить Бурундучка, Бурундук в плохо скрываемом страхе и волнении ищет безопасное место – сначала за горой,  затем на берегу озера, у самого борта песочницы. Его охраняют Жук и Паучиха-мать. Теперь его не видно! Отец-Паук готов напасть на Леопарда сам! Бурундучок успокаивается. После этого появляется новая растительность, настоящая вода в чистейшем озере. Огнетушитель (зажигалка) светит на героев – на Бурундучка, Отца-Паука,  предмет располагается рядом с костром для безопасности. Бурундучка и главного героя Жука разделяет озеро, они на разных берегах, но Жук присматривает за Бурундучком.

 В конце лишняя растительность убирается с помощью самолета. Леопард больше не будет нападать. Появляются Змеи и Крокодил, который нападает на Отца-Паука.

 Вывод: Внешний и внутренний конфликты частично разрешились. Состоялось знакомство с мужскими и женскими ресурсами психики, активизировался архетип Героя, предтеча которого - Наблюдающее Эго (отважный паучок на горе). Ландшафт травмы наполнился зримыми опасными персонажами, против которых успешно применяются военные действия и хитрости – можно скрываться, наблюдать, нападать, защищаться. Символически оформились, и поэтому стали доступны для чувств поддерживающие «персонажи» характера. На школьную неприятность, которую психика заботливо вытесняла, скрывала во тьме бессознательного, пролился свет сознания. Ожившая психика начала осторожно осваивать территорию травмы.

 Сенсорика ребёнка изменилась: в голосе появились зычные и чёткие интонации, фигурки переставлялись экономными, волевыми движениями. Максим был в удивлении и затаённом восхищении, что руки создали такую захватывающую историю, которая ни в какое сравнение не идет с прошлой пустыней.

При наблюдении со стороны ощущались приливы  волнения, дух охоты, где охотник и добыча могут неожиданно поменяться местами.

Подробный анализ:

  • Появление/удаление растительности - признак возрастающей витальности клиента и способность психики сохранять баланс возбуждения и торможения адекватно сложившимся условиям. 
  • Закапывание Сороконожки – стремление защитить и сохранить свою чувствительную и необычную часть психики.
  • Мама-паучиха и вода расположены с домашней материнской стороны песочницы, Паук-Отец и Леопард – с социальной отцовской. Бурундучок таким образом спасается «дома», под горой (символом уробороса и самости).
  • Костры – тепло, уют и принятие – располагаются в зоне социума, демонстрируя, безусловно, жизненно важную потребность.
  • « Добавить воду» к песку означает вступить в непосредственное и глубокое взаимодействие с бессознательным….Если клиент решает взять ёмкость с водой и вылить её в песок, то он демонстрирует важное намерение. В этом действии заключается волевой порыв принять неизвестное и позволить ему действовать во внутреннем мире. Это акт поглощения и акт предельного доверия… Это ранее неизвестные нам аспекты самих себя становятся доступными исследованию», Барбара Тёрнер.
  • Также важно отношение клиента к воде. Максим использовал её для лучшего перемещения песка и для очищения: «..вода уносит с собой старые способы существования, которые больше нам не подходят, и приносит новое из отдалённых сфер Самости…..Вода освящает, омывает всё нечистое», Б.Тёрнер.
  • Неподвижные огромные фигуры Жуков в зоне супер эго песочницы символизируют, возможно, Супер-Эго родительской психики и Супер-Эго самого клиента, их мощь и молчаливое присутствие олицетворяют способность к самоподдержке.
  • Леопард – символ хищника, конфликтёра, агрессора, вероятно, это персонификация личности учителя.
  • Актуальное желание Максима: замереть, наблюдать, быть в позиции наблюдателя.
  • Интересно, что в какой-то момент Леопард был представлен как главный герой. На самом деле – это антогонист всех героев. Если на уровне бессознательного клиент очень его боится: «Всё, он (Бурундук) спрятался. Но если Леопард его увидит! То ему придется поплавать» - опуститься в воду, в слёзы, в раковину в классе? На уровне же сознания Максим делает робкую попытку идентифицировать с ним своё Я. Это известный феномен, когда испытывающий страх ребёнок, сам идентифицируется с архетипом Хищника, чтобы избежать участи жертвы.
  • Бурундучок, как и Сороконожка, это субличность, которая наиболее беззащитна перед лицом агрессора. Другие субличности готовы взять на себя функции защиты – Отец-Паук (Анимус) собирается начать охоту, Жук сопровождает Бурундучка в его метаниях и охраняет его, Мать-Паучиха всегда поблизости (хоть и угрожала съесть, но потом передумывает: еды будет достаточно после папиной охоты), даже Наблюдающее Эго (Паучок на холме) бросается в бой, демонстрируя тем самым силу переживания конфликта.
  • Паучок на горе – Наблюдаюшее Эго клиента, которое располагается в материнской зоне и на материнском символе. Это добрый знак благополучных отношений с матерью, возможность располагать её ресурсами и поддержкой. И одновременно это рост собственной способности к самоподдержке и заботе. В сильный шторм даже хороший пловец на какое-то время с головой уходит под воду – также ведёт себя и Наблюдающее Эго, спускается с горы, нападает на агрессора, возвращается на свой пост. В отличие от Супер Эго, оно не критикует и не осуждает, но способно оценивать, свидетельствовать и сопереживать.
  • Гора надёжно отделяет дом от социума.
  • Вода, символизирующая эмоции, переполняет «домашнюю сторону».
  • Паучки вместе с отцом активно действуют в социуме. Паук-папа наблюдает за Леопардом (потенциальным источником опасности). Паучки-детки занимают мало пространства, держатся к отцу поближе – по местоположению в песочнице  это как раз угол семейных конфликтов, переживание себя в них, действия по отношению к значимым мужчинам. Поведение паучков это индикатор внутреннего состояния, и в последующем оно будет каждый раз разным.
  • Огнетушитель - потребность контролировать хоть и актуальную, но всё же первобытную стихию огня; возможно, глубокий страх «сгореть от стыда» или страховка от чрезмерного домашнего тепла.
  • Чистейшее и влажное озеро – это омовение «ран», акт очищения психики, желание «начать с чистого листа».
  • Луч света направляется на значимые символы – на Бурундучка - важно его уберечь, на Отца-Паука  - осознание маскулинности, приятно проливать свет на собственную силу.
  • После острых переживаний за Бурундучка витальность усиливается, чувствуется облегчение – откуда-то появляется новый куст с цветами и превращается в шалаш, да еще и с ягодами (пищей для Эго) для Паука и паучат (выбрано безопасное место для психики) – теперь можно спрятаться от Леопарда – он  их не видит, но самим паучкам его отлично видно сквозь ветки.Наблюдение за Леопардом из безопасного места.

  • Максим вспоминает о живом жуке: «А куда пропал Жук-Клоп? Деловой такой!» Моя интервенция: «А ты в какой ситуации тоже взял и пропал?» Подвожу его к осознанию того, что он тоже захотел и взял, да и пропал из класса. Т.е. Максим получает послание, что он сам решает – где ему быть, а где нет. Что у него самого была и есть свобода воли. Возвращение ответственности за «болезнь». В ответ Максим довольно и понимающе улыбается – да, мол, он сам такой же деловой (оказывается).
  • Самолет – символизирует силу интеллекта, переносит на высшие уровни сознания, силы небес доступны и работают на насущные потребности Психе клиента, это Наблюдающее Эго в действии.
  • В конце: Купание паучка (наслаждение эмоциями расслабления и покоя), появление аквариума с рыбами из бессознательной воды. Рыбы – это символ вечной жизни, терпения, молчания. Нападение Крокодила на Паука, снова появление Змей (уроборических символов).
  • На вопрос - как называется сказка? - ответ «Нападение Крокодила на Черного Паука», говорит о том, что сознание семилетнего клиента из-за естественной усталости в конце 60-минутной сессии не успевает осмыслить весь контекст целиком, фиксируется на последнем ярком эпизоде. И также это название можно расценить как символизацию ощущений родителей, которые сопереживают и страдают за своего ребёнка, их психика также подвергается нападению и «вступает в бой с хищниками».
  • Продолжение следует.


Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Леопард и бабуины
  • На обиженных воду возят...а вода - из слёз по себе
  • Болезни, которые приходят к нам неожиданно Скажу больше: также неожиданно мы можем их убрать. Как?
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-сессия 6 из 10.
  • От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-сессия 5 из 10.
  • От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-сессия 4 из 10.
  • От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-сессия 9 из 10.
  • От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-сессия 8 из 10.
  • От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-сессия 7 из 10.
  • Темп психики или психика и темп. Мегаполис как место…
  • От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы в 10 sandplay-сессиях. Сессия 1-2
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Инь-Ян — модель психики. О духовности. Душа или психика.
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Про страх личной ответственности клиента
  • Часть 2. Внутренняя работа психики после травмирующего события
  • Можно ли выбросить плохие эмоции из своей психики?
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-cессия 10 из 10.
  • Когда лед тает... вода вспоминает...
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Камешки, которые точит вода
  • Бездна бессознательного // Разведывательные исследования психики / Раскрытие тайн бессознательного
  • Сказкотерапия. Как помочь ребенку перестать грызть ногти? Сказка про Человека-Паука.
  • История Человека-паука
  • Структура психики сквозь символизм воды.
  • Возможности песка и песочницы в консультативной или развивающей деятельности психолога



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь