|
От беспомощности к самообладанию. Хроники школьной травмы. Sandplay-сессия 8 из 10.Автор статьи: Коньшина Анастасия Александровна
Песочница № 8: Битва за воду. Черепашья жажда (танталовы муки). 6+ 7 стадия по Вейнрибу: Появление Анимы и Анимуса + Изменение позиции «Я» по отношению к надличностному опыту. «На этих фазах работы необходимо обращать внимание клиента на имеющийся у него внутренние ресурсы. Интересно, что язык невербальной коммуникации в песочной терапии является более аутентичным и искренним, чем всякое вербальное выражение чувств. Также важно показать клиенту, что он способен достичь целостности и баланса, которых не было ранее из-за подавления индивидуального начала в условиях коллективного воспитания». (Львицын М.). При завершении композиций на этих фазах работы продолжается взаимодействие мужского и женского начал, и активизация усилий, направленных на дифференциацию мужских и женских аспектов личности (Штейнхардт Л., 2001).
Максим сам проговорил, что помнит этот сюжет из своей первой песочницы. Следовательно, переживание, которым заряжена эта сцена, актуальна для него и сейчас. И, действительно, это возвращает нас к сюжету первой сказки на новом витке. Крокодил расценивается как фигура внешнего агрессора, Крокодил побеждает Змею , т.е. чужая агрессия выводит психику из состояния уроборического покоя, выбивая почву из-под ног Эго. Только в первом сюжете сам Крокодил был отброшен в воду – вытеснен из сознания, сейчас же он не даёт утолить жажду инфантильным аспектам личности. «Каждый контакт с собой несёт в себе возможность восстановления. Вода удобряет и питает, поскольку она, подобно бессознательному, всегда содержит в себе больше, чем ограниченное Эго-сознание. Вода, хранитель всех возможностей, содержит необходимые нам качества для роста на пути к Самости. Будучи безграничным потенциалом бессознательного, вода восстанавливает жизнь. И, наконец, подобно Самости, воды бессознательного даруют вечную жизнь. Это означает, что сознательно возвращаясь к Самости, мы преодолеваем пределы пространства и времени и начинаем жить в вечном настоящем. Однако, как и при любом другом подходе к Самости, получить доступ к воде жизни непросто. На это уйдёт не одна попытка. Часто вода охраняется чудовищами, и мы должны с ними сразиться, чтобы доказать своё право на неё». (Барбара Тёрнер). Когда самокритичность чрезмерна, она подавляет базисный инстинкт жизни. И поэтому важно создать условия для усиления естественной витальности травмированного ребёнка. Только тогда он будет способен проявить свою индивидуальность в коллективе. О запуске процесса психической дифференциации: осознание источника стресса извне (агрессоры) и изнутри (самокритика), и своей способности достойно справляться со стрессом, -свидетельствует появление в различных квадрантах песочной композиции символов уравновешивания негативных чувств, с одной стороны, и символов поддержки, с другой. Рассмотрите внимательно фото 8.2. Затем появляются Ящерки на танке. Кого тут застрелить! Никого стрелять не стали, а залезли в итоге наблюдать на башню. Это второе дыхание психики: появление дружественных субличностей, более социальных, чем домашние паучки, которые способны взять на себя функции рефлексии и наведения порядка мирным путём.
Все оранжевые Паучки сбежались к маме, у нее еще есть вода. Этот момент демонстрирует важность материнской поддержки, примирение и уверенное сотрудничество с Анимой. «Где змеиный источник – всю воду выпили» (см. место возле горы с собакой) – символизирует насыщение энергией бессознательного, оживление психики. Черепахи по-прежнему хотят пить – им так и не дали – Максим демострирует стойкое переживание фрустрации, остаточных проявлений травмы на фоне общей активности психики. Змея попадает в огонь, потом налетает на Собак, завязывается в узел – сила уробороса теперь не спокойна, она тоже приходит в движение, мобилизуется, ослабляет свою хватку над сознанием, больше нет парализованности и беспомощности. Паучки опять разделились: оранжевые к маме, черные – к папе (бессознательный анализ, структурирование психе). Жук-Олень хочет убрать забор у черепах, помочь им, и сам тоже застрял – героические усилия Эго вызволить из беды свою энергию, пробиться к Самости. У мамы - Паучки прыгают в водяной (синий) огонь. Далее, Паучки едят виноград (заметьте, что теперь уже не один паучок, а все), лезут друг на дружку без очереди, в свалке – насыщение, подпитка социальных качеств, способностей к неформальному контакту со сверстниками.
Максиму очень понравилось: жук-Олень-спасатель, собаки (как они Черепах закрыли забором от Пауков). Как пауки напали на виноград, на водяной костер. Вывод: Мы видим борьбу Эго за ресурсы: за эмоции, внимание, общение; насколько важно взаимодействие со сверстниками, как растёт смелость для обхода правил (паучки не хотят стоять в очереди); наличие противоборствующих сторон (герои, которые сражаются и хотят помочь, и саботажники – инфантильные паучки, крокодил, большой Жук-Олень)– это признаки второй и третьей фаз развития Эго по Калф: Сражение и Адаптация к коллективному. Восстановление оси Эго-Самость (способности к полнокровной жизни) сопряжено с преодолением трудностей и соответствует третьей фазе развития психе по Калф – Констеляции Самости (перераспределению духовных ресурсов, их осознание). Максим проявляет амбивалентное отношение к героям – и Черепашки нравятся, и Паучки тоже нравятся. Чью сторону занимать? Это признак острого переживания внутреннего конфликта и, в то же время, структурирования психе. Рост самосознания (башни), здоровая агрессия (ящерки, смелый паучок), опора на родительские аспекты психе (непересыхающий источник воды у мамы) помогают выйти на новый виток взросления.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|