Карьерный дауншифтинг: Человек в поисках Самости?

Автор статьи: Римма Айсина

 

…Немыслимый как итог ходьбы, остров как вариант судьбы устраивает лишь сирокко. Но и нам не запрещено…
 
И. Бродский

 

Несколько лет назад ко мне на консультацию пришел клиент еще очень молодого возраста – ему было 25 лет. Он хотел разобраться в том, что ему делать дальше со своей жизнью, в каком направлении двигаться, к чему стремиться…Не прошло и пятнадцати минут первой сессии, как я услышала от него слово «дауншифтинг», за которым последовали размышления о бессмысленности карьерных достижений, об утомительной суете жизни в мегаполисе, о потере Себя в бесконечной гонке за «приемлемым» социальным статусом и иллюзорным благополучием от добытого кровью и потом материального достатка.

Он был не первым, кто обсуждал со мной возможность такого выбора, просто оказался значительно моложе всех остальных потенциальных и настоящих дауншифтеров, с которыми я когда-либо встречалась и в профессии, и за ее пределами, в своей частной жизни.

В тот момент я подумала, что дауншифтинг действительно заслуживает отдельного и серьезного внимания, если даже столь молодой человек рассматривает его как собственную реальную жизненную альтернативу.

 Несколько слов о сути дауншифтинга, как я ее пониманию.

Это понятие (от англ. «downshifting» – буквально «сдвиг вниз»), впервые использованное в 1991 году американской журналисткой Sarah Ban Breathnach, обозначает социальный феномен, состоящий в добровольном отказе от универсальных ценностей общества потребления, высокого социально-профессионального статуса и дохода в пользу высвобождения времени и сил для поиска своей индивидуальности.

Оценки дауншифтинга как социокультурного феномена на сегодняшний день неоднозначны. Одни рассматривают его как, в большей степени, дезадаптивное явление, другие подчеркивают положительные стороны дауншифтинга и относят его к одной из разновидностей современных форм личностной самореализации, которая предполагает возвращение к себе, к своим истинным желаниям и ценностям.

Пониманию дауншифтинга как яркого и неоднозначного явления нашего времени во многом способствовала концепция «общества переживаний» (Erlebnisgesellschaft, experience society), которую  в начале 90-х годов разработал немецкий социолог Герхард Шульце. Согласно Шульце, современный человек меняет направленность своих основных интересов с внешней (потребление товаров и услуг) на внутреннюю, акцентируя внимание на тех процессах, которые происходят в его собственном эмоциональном мире, в глубине его личности. В связи с этим изменяется понимание категорий «счастье» и «успех».

Если девизом общества потребления является материальный достаток, продвижение по служебной лестнице, высокий социально-профессиональный статус, то общество переживаний, напротив, характеризуется очевидным смещением акцента на стремление к получению полноценного и разнообразного эмоционального опыта, раскрытие своей индивидуальности. Другими словами, человек общества переживаний стремится, прежде всего, к тому, чтобы достичь чего-то не социальной иерархии, а в себе самом и для себя.

Еще одна концепция, которая позволяет найти объяснение популярности дауншифтинга, принадлежит британскому социологу Зигмунту  Бауману  и представлена в его книге «Текучая современность». Автор отмечает, что в современном мире пространство все больше утрачивает свою ценность, тогда как ценность времени, напротив, возрастает. Достижения научно-технического прогресса привели к тому, что человек  в течении нескольких часов может пересечь полмира и может с легкостью общаться через интернет с людьми, находящимися  за тысячи километров от той точки, в которой он находится.

Бауман вводит понятие «flexibility», обозначая им наиболее востребованную стратегию современной жизни – гибкость и готовность к переменам. В мире высоких скоростей нужно не только быстро мыслить, но и быстро действовать, ориентируясь на краткосрочную перспективу, тогда как делать долгосрочные прогнозы – неблагодарное дело, ведь в условиях «текучей современности» изменения не имеют ясных последствий. Поэтому наиболее успешен в жизни будет тот, кто «не привязывает» себя к определенному месту, обладает мобильностью и сам распоряжается своим временем.

Как следствие, господствовавшая долгое время традиционная форма организации труда: работы с полной «восьмичасовой» занятостью и обязательным присутствием на определенном рабочем месте, стабильной зарплатой и непременной потребностью «движения вверх» перестает быть единственно возможной.

Часть современных профессионалов движется по пути индивидуализации карьеры, изменяя привычный порядок, распространенный среди большинства работников. Такие формы труда, как дистанционная (удаленная) работа, проектная работа, самозанятость или фриланс становятся все более привычны слуху (а то - и делу) современного человека.

Нередко пусковым механизмом для поворота в карьере, отказа от традиционного продвижения по ступеням служебной иерархии становится кризис среднего возраста, характеризующийся переоценкой жизненного и профессионального пути.

Впервые в психологии на личностные трансформации взрослой личности, переживающей кризис середины жизни, обратил внимание К.Г. Юнг. Период, следующий за 35-40-летием, он считал чрезвычайно важным для каждого человека, так как только перешагнув этот рубеж, индивидуум начинает всерьез заглядывать вглубь себя, постепенно продвигаясь по пути личностного роста, который Юнг обозначил понятием «индивидуация».

В процессе индивидуации психика человека способна выработать новый центр – Самость, который занимает место первичного центра – Эго. Этот процесс представляет два основных этапа.

Первый этап заключается в посвящении во внешний мир и завершается формированием Персоны или структуры «Эго», т.е. такого склада личности, который воспринимается самим носителем и людьми его окружения как подлинная и единственная личность. Однако, по убеждению К.Г. Юнга, Персона не является истинной личностью человека. Она воплощает собой лишь привычное ролевое поведение, которое строится на основе социальных стереотипов. 

Второй этап – посвящение во внутренний мир в процессе дифференциации и отмежевания психологии индивидуальной от психологии коллективной, словами К.Г. Юнга – процесс восамления. Как правило, началу процесса восамления предшествует кризис или момент отчаяния, переживания, просветляющий сознание человека и направляющий его по этому пути. Обычно это происходит именно в период среднего возраста, но диапазон индивидуальных вариаций здесь весьма значителен: такой опыт человек может пережить и 30 (а возможно, и раньше), и в 40, и в 50 лет, и в более позднем возрасте.

Восамление начинается с отделения от псевдоличности – Персоны – и продлевается углублением в бессознательные сферы, которые надлежит поднять в сознание. В результате происходит осознание человеком себя тем, кем он является от природы, в отличие от того образа, который воплощает Персона и за который человеку хочется себя выдавать. Другими словами, в период взрослости для личности становится актуальным пересмотр прежних отношений с социумом, прежних ценностей, установок и стереотипов. Человек оказывается перед выбором: продолжать быть «как все», полагаясь на «общепризнанные» авторитеты, стандарты и критерии успеха, или попытаться стать самим собой, выбрать свой собственный путь.

Юнгианский аналитик Дж. Холлис, обобщая свой опыт многолетней работы с людьми среднего возраста предлагает точную метафору для описания этого поворотного момента в жизни. «Многие из нас относятся к жизни, как к роману, - пишет он. Мы спокойно переходим с одной его страницы на другую, ожидая, что на самой последней автор, наконец, раскроет нам весь смысл  произведения… Так вот, на последней странице мы умрем, независимо от того, поймем мы или не поймем логику всего происходящего до этого».

Некоторые люди пытаются понять и имеют смелость признаться себе, что движутся «куда-то-не-туда-и-непонятно-зачем», а затем прислушаться к своим истинным потребностям и желаниям, которые ранее были заглушены требованиями и стереотипами общества. В этом случае нередко происходит переоценка карьерных амбиций и человек начинает осознавать, что работа, которая занимала большую часть его жизни и привела к финансовому и социальному успеху, не соответствует системе индивидуальных ценностей и не приносит внутреннего удовлетворения.

Стратегией изменения жизненного пути, в целом, и карьеры, в частности, для определенной части людей, чаще среднего возраста, а порой и более молодых, становится дауншифтинг. Реализовать его можно в самых разных формах. Наиболее распространенной и менее радикальной, является переход (иногда плавный и постепенный, иногда – решительный) к удаленной работе на условиях фриланса. При этом сфера деятельности может оставаться прежней, особенно в тех профессиях, которые не требуют постоянного очного присутствия  на производстве или в офисе. Надо сказать, что сегодня, в эпоху расцвета информационных технологий, таких профессий довольно много.

Прежде всего, к ним можно отнести  программирование, веб-дизайн, переводческую деятельность, обучение иностранным языкам, научно-исследовательскую работу, журналистику, фотографию, аудио и видео съемку и монтаж, консультативные услуги различного рода (кадровый, финансовый, управленческий консалтинг и др.).

Кардинальный дауншифтинг предполагает полный отказ от прежней профессии и смену месту жительства - переезд из города в сельскую местность или за рубеж. В интернете можно найти множество историй дауншифтеров, «беспощадно порвавших со своим прошлым» и уехавших в поисках душевного равновесия, творческого ресурса или просто счастья в дальние края. Причем эмоциональный фон этих историй очень вариативен: от полного восторга до крайнего разочарования.

В развитых странах Западной Европы, США, Канаде и Австралии традиция дауншифтинга насчитывает несколько десятилетий, тогда как в нашей стране его постепенное распространение началось сравнительно недавно. В начале 2000-х дауншифтинг в России был «экзотикой»: его практиковали, в основном, «разочаровавшиеся миллионеры», которые имели средства и возможность уехать на дальние острова (например, на Гоа) и заняться тем, что приносит удовольствие. Они становились инструкторами по виндсерфингу, открывали пляжные кафе или устраивали морские экскурсии для туристов, периодически напоминая о себе увлекательными интервью и фоторепортажами в модной прессе и начинающих набирать обороты социальных сетях.

В 2006 году образовалось сразу несколько Интернет-сообществ дауншифтеров России. В 2008-2009 годах появились также и сообщества, именующие себя «ушельцы», или переселенцы из городов в деревню. Они отказались от  термина «дауншифтинг», так как считали его чужеродным для русского слуха, хотя по сути их движение представляло собой именно дауншифтинг, причем в его радикальной форме. Некоторое снижение интереса к этому явлению в отечественной прессе и соцсетях наблюдалось после экономического кризиса 2008 года, когда значительная часть населения столкнулась с существенным снижением заработка и отсутствием средств, необходимых для столь серьезного изменения своего карьерного и жизненного пути.

В сложных финансовых реалиях сегодняшнего дня дауншифтинг, по тем же самым причинам, вновь как будто бы не на гребне волны. Но это только на первый взгляд. На самом же деле, дауншифтинг просто реже стал принимать экстремальные формы, стал более продуманным и лучше спланированным.

По правде говоря, у меня нет опыта работы с убежденными и состоявшимися дауншифтерами. Но все чаще и чаще ко мне обращаются люди, которые задумываются о том, чтобы отказаться от вертикальной карьеры и кардинально поменять свою жизнь, став более свободными от стандартов, регламентов и стереотипов успеха, под грузом которых они перестали ощущать живого Себя.

 Что я делаю в этом случае? Какую линию работы выбираю?

Прежде всего, я стараюсь никогда не забывать о том, что дауншифтинг - явление крайне сложное и противоречивое, таящее в себе не только возможности для актуализации подлинного «Я», обретения Самости, но и значительные опасности.

Для меня очень полезным в этом плане стал опыт консультирования клиентки – жены дауншифтера. Вместе с мужем, оставившим престижную и высокооплачиваемую работу, и маленькими детьми она прожила два года в деревне в попытках совершить переход к экологичной фермерской жизни. Потом средства закончились, а фермерское хозяйство так и не было налажено и не приносило доход. Пришлось вернуться. Возвращение оказалось тяжелым и травматичным, так как прежние связи были потеряны, возможности упущены, а сил восстановить и то, и другое катастрофически не хватало. В конце концов, моей клиентке удалось обрести потерянное, но ценой огромной траты ресурсов. О новых попытках дауншифтинга она и не помышляла, а два года, проведенных в деревне, вспоминала, как сущий кошмар…

Так что, когда ко мне приходит клиент, намеревающийся с головой ринуться в «свободную жизнь» и даже владеющий солидными средствами для осуществления этого смелого эксперимента, я предпринимаю значительные усилия, чтобы помочь ему осознать следующий факт: отказ от прежней жизни не предоставляет автоматически новую, более привлекательную и желанную; при недостаточной внутренней готовности к серьезным переменам дауншифтинг приводит к дезадаптивным последствиям, причем не только на социальном, но и на личностном уровне. Ведь внутренние проблемы и конфликты не покидают человека вместе с оставленной «ненавистной» работой, а нередко, наоборот, обостряются, выступают на первый план.

В результате, велика вероятность того, что дискомфортные переживания, эмоциональная напряженность, хроническая усталость, которые прежде связывались с избыточными стрессами, перегрузками и высокой ответственностью на работе, не исчезнут волшебным образом, так как причины этих состояний, заключены не в работе и связанном с ней образом жизни, а в неразрешенной проблематике глубинно-личностного характера. Скоротечная «эйфория» от обретенной свободы вполне может смениться ощущением хаотичности существования, которое ранее было структурировано работой.

Свобода – ноша, которая по силам не каждому. Построение нового жизненного пространства требует высокой ответственности, серьезных волевых усилий, предприимчивости, самоорганизации и, как это ни парадоксально в таком контексте, большого труда.  Человеку, проживающему личностный кризис и стремящемуся обрести себя, важно понимать: не эффективно и не безопасно рассматривать дауншифтинг  как план побега. Ведь от Себя не убежать. Дауншифтинг может привести к успеху только в том случае, если он реализует не побег, а Поиск. И тогда – «дорогу осилит идущий….»

 А что же мой 25-летний клиент?.. Насколько я знаю, завершив консультирование, он не пополнил ряды дауншифтеров. Возможно, он решил сначала «набрать высоту» с тем, чтобы уже получив опыт обладания статусными и финансовыми благами, честно ответить себе на вопрос, готов ли он оставить достигнутое  и стоит ли спускаться… Где-то через год я случайно встретила его за рулем новой и вполне престижной иномарки, и он показался мне вполне вовлеченным в процесс достижения социального успеха. Несчастным он не выглядел и держался уверенно. Впрочем, это было несколько лет назад. Как обстоят дела сейчас, мне неизвестно… 



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис: среднего возраста, середины жизни, изменения, которые пугают.
  • Дауншифтинг - самореализация или бегство!
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Кризис в жизни человека, или барьеры на жизненном пути.
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: Человек в поиске смысла.
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Молодой человек, который сам себя запутал...
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • В жизни всего 2 пути, 2 стратегии, 2 возможности.
  • Кризис среднего возраста: не упустите возможность стать собой!
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Ребрендинг своей жизни или новый взгляд на себя
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • 5 сложных вещей, которые стоит сделать в своей жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь