Уровень детализации, взаимосвязанность и взаимоосмысленность деталей, целостность образа будущего, понимание пространственных и временных отношений, эмоциональные отношения к элементам - вот некоторые из смысловых компонентов позитивного (эффективного) образа будущего.
Здесь будет уместно вспомнить, что эмоциональная окрашенность изменяет отношения, саму структуру сознания и способ видения будущего [205]: аффект является фактором перехода от предметно-категориальных форм категоризации к аффективно-ситуативным формам, приводит к образованию новых семантических структур и уменьшению размерности семантического пространства. Заметим, что Холодная М.А. определяет понятия как интегральные когнитивные образования, психическим материалом которых являются три модальности опыта: словесно-речевая, визуальная и чувственно-сенсорная [437]. Именно в связи с этим, повышая образность (используя все все составляющие понятийных структур, а не только словесно-логические компоненты), мы добиваемся гораздо большей доступности, более высокой степени усвоения материала, однако попадаем в определенную ловушку - как отмечает В.В. Давыдов, именно запечатленный образ, конкретные наглядные характеристики предметов мешают формированию полноценного понятия (образы не позволяют формировать теоретическое мышление, ребенок оказывается не в состоянии выделять общие закономерности в изучаемых понятиях). Однако, установление связей и значений между элементами образа будущего крайне важно для художественного творчества: «основу содержательного обобщения в искусстве как способности создавать целостные образы составляет исторически сложившийся в искусстве общий способ художественной деятельности - композиция, или композиционирование... замысел – общая, неразвернутая идея картины, возникающая в форме целостного, еще не конкретизированного образа» [320]. Н.И. Куприянов [203] выделяет некоторые "оси", на которые, образно говоря, нанизываются значения и смыслы, применительно к рисунку: общие цветовые отношения, динамические отношения элементов композиции, а также содержание, выраженное словесно. Опираясь на эти векторы, мы можем научить строить композицию рисунка заранее, чтобы дальнейшие художественные действия развертывали, раскрывали замысел. Однако, эта тема уже другого исследования.
Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего
http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!
Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.