|
Гл.3/ 3.7. Основные компоненты и характеристики образов будущего /2Автор статьи: 404
Эмоциональные характеристики образа будущего К эмоциональным характеристикам мы можем отнести комплекс эмоций, возникающий при формировании (конструировании), использовании в деятельности, сознательной актуализации (обдумывании) образа будущего. Предположим, что эти характеристики могут быть описаны, в зависимости от дифференцированности и структурированности эмоций, в терминологии эмоций, которые собственно, переживаются, по шкалам: Вариант 1: Базовый комфорт-дискомфорт («позитивный / негативный образ будущего»); Вариант 2: Эмоциональная насыщенность по 4 основным эмоциям, предлагаемым сотрудниками университета Глазго (программа «Generative face grammar”, Dr. Rachael Jack, Prof. Philippe Schyns et al), счастье, печаль, гнев/отвращение, страх/удивление. Выраженность 6 элементарных эмоций (Пол Экман: радость, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение). Выраженность 8 элементарных эмоций (Карл Изард: удовольствие – радость / интерес – возбуждение / удивление – испуг / горе – страдание/ гнев – ярость / страх – ужас / отвращение – омерзение / стыд – унижение). Обратим внимание на валентность (полюс) эмоциональной окраски, амбивалентность окраски образа будущего «в целом» не является положительным прогностическим признаком. Однако, разные содержательно-смысловые области образа будущего могут быть эмоционально окрашены по-разному, здесь нет противоречия, хотя вопрос может быть изучен более подробно.
Модальности формирования и поведенческие характеристики переживания образа будущего Вслед за идеями, предложенными в классической психологии и продолженными в современной психотерапии (широкое практическое применение), в частности, создателями и последователями нейролингвистического программирования, образы проживаются (специфически закодированы) в определенных модальностях. Модальность – принадлежность раздражителя к определенной сенсорной системе, а в случае образа будущего – включенность опыта тех или иных сенсорных систем при актуализации образа (либо – формирование новых детализаций ощущений в воображении). К основным модальностям относят: визуальную; аудиальную; кинестетическую; болевую; вкусовую; запаховую; знаковую/символическую. Образ будущего – мультимодальный комплекс, что обусловлено наличием нескольких модальностей восприятия, а также определенными модальностями антиципационных процессов. В зависимости от преобладания в антиципации и в образе тех или иных каналов восприятия, модальностей, можно вспомнить классификацию «визуалы», «аудиалы», «кинестетики» и так далее, выделив таким образом, «более визуальные» и другие образы. Однако, не стоит забывать о том, что, чем более модально насыщен образ, тем он более устойчив, влиятелен и эффективен. По исследованиям Т.Н. Березиной [38], образные континуумы существуют в трех формах: 1) ограниченной - воображаемый в некотором пространственно очерченном ограниченном виде вне воображающего субъекта; 2) панорамной - визуализируется в виде внешней круговой панорамы как "объемная труба"; 3) необъективированной - все образы визуализируется в субъективно внутреннем пространстве, «внутри головы». Особенности переживания образа значимо взаимосвязаны с личностными особенностями человека.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|