Периодически задаюсь вопросом: интересно, представители каких профессий чаще всего слышат в свой адрес сакраментальное «ну ты ж…», и далее идет «программист», «врач», «педагог»…
Психологу приходится слышать это очень и очень часто, с разной эмоциональной нагрузкой – и с упреком, и с иронией, и со злостью. Такое ощущение, что выпускник психфака автоматически становится каким-то особенным человеком, отличным от себя самого пятилетней давности. О чем это говорит? Скорее всего о том, что в обществе существует некоторое предубеждение в отношении представителей данной профессии, причем о его адекватности невозможно говорить ни со знаком «плюс», ни «минус». Обобщенно мнения делятся между «психолог обладает некими волшебными методами воздействия на всех и на все, что попадается на его жизненном пути» и «психолог – какой-то странный человек, так как нормальный человек не должен грузиться такими вещами, как свое или чужое психологическое состояние».
Безусловно, психология предъявляет свои требования к своему представителю, однако вряд ли какие-то особенные по сравнению с любой другой профессией. В течение своей профессиональной деятельности психолог может быть в чем-то более успешен, а в чем-то менее, ведь ему не вручается вместе с дипломом профессионализм, как и любой другой навык. Другое дело, что психолог имеет дело непосредственно с внутренним миром человека, что требуют особо деликатного, бережного, компетентного обращения. Поэтому общепринято, что он должен обладать способностью сопереживать и поддерживать; «вчувствоваться» в состояние клиента, оставаясь при этом самим собой; тактично направить собеседника в более конструктивное русло, не давая при этом советов и рекомендаций, не навязывая своего мнения.
В общем, задача психологического консультировании достаточно сложная: не ломая внутренний мир человека и его преставления о жизни, не разрушая его реальность, максимально уважительно и бережно привести клиента к новому, более объективному и объемному видению происходящего с ним, и таким образом включить пусковой механизм изменений, которые помогут последнему разрешить заявленную проблему. Умение эффективно решить эту задачу и является основным признаком профессионализма консультанта.
На самом деле для практикующего консультанта каждый клиент является не просто «случаем», а партнером, и в определенном смысле учителем, который своим участием в их взаимодействии помогает психологу расти профессионально, нарабатывать те самые качества и навыки, которые потом психологу и ставятся на вид фразой «ну ты ж психолог!»))). Признаться честно, порой вовремя и к месту произнесенная, эта фраза бывает для человека, имеющего профессию «психолог», очень и очень полезна.