Заболевания, течение которых протекает длительное время, а симптомы не подлежат полному и окончательному излечению, принято считать хроническими. Такие болезни ставят на человеке пожизненную печать – гипертоник, сердечник, диабетик, аллергик, язвенник, астматик, и замыкают его жизнь в круг - рецидив-ремиссия-рецидив…. Врачи могут предложить таким больным только медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и рекомендации по изменению образа жизни. Это замедляет прогрессирование болезни, снижает частоту и остроту рецидивов и удлиняет период ремиссии. Без лечения, хроническое состояние может перейти в острое и стать угрозой для жизни человека.
Хронические заболевания на уровне тела неизлечимы. Причины, запускающие паталогические механизмы формирующие болезнь, лежат в нашей в психике. Это отвергаемые нами сильно заряженные чувства и переживания, вытесненные бессознательную область. Получается, что болезнь имеет для нас глубинный смысл. Она требует от нас – «Посмотри! Прими эту часть своей жизни, опыта, переживаний». Если мы этого не делаем, то душевная боль становится болью тела. И мы идем к врачам, чтобы ее заглушить. Но это дает только временное облегчение. Симптом возвращается. Если правильно понять послание болезни, разрядить вытесненные чувства, принять отвергаемые переживания, то телесный симптом уходит.
Как узнать о чем кричит наша душа через болезнь? Сегодня психологические послания и общие смыслы многих заболеваний уже расшифрованы. Луиза Хей, Лиз Бурбо и Курт Теппервайн предлагают подробные списки психологических причин болезней. Они связывают конкретные симптомы с определенной душевной болью, ментальными установками и описывают общий смысл послания.
Например, астма – это сдержанные рыдания. Боязнь жизни. Внутренний протест и несогласие, нежелание быть здесь. Страх, что меня не любят, вызывает потребность подавить свою злость, не протестовать открыто, тогда будут любить.
Но смыслы, приводимые в этих списках, слишком общие и не специалисту не совсем понятно, что с ними делать. Системный подход также говорит, что в любой болезни, в любом симптоме есть свой смысл. С точки зрения системной семейной психотерапии симптом – это напоминание о конкретных событиях или продолжительной ситуации, угрожающие нашему физическому или психическому существованию вызвавшие настолько мощные чувства и переживания, что душа, не в силах с ними на тот момент справиться, «запаковала», вытеснила их в бессознательное - «забыла». Но эти переживания никуда не делись. Они продолжают жить в нашей душе и отвлекают много внутренних сил, на то, чтобы оставаться «забытыми». Мы становимся не свободными от них, и организуем нашу жизнь, подсознательно оглядываясь в сторону «забытого». Эти события могут быть частью нашей личной истории, а могут быть трудными для проживания историями членов нашей семьи. В рамках нашей семьи на душевном уровне мы все связаны. И связь эта может охватывать всех предков и потомков до седьмого колена. Через эту связь «забытые» переживания могут передаваться по наследству. Это могут быть истории не только наших родителей, братьев и сестер, но всех предков до седьмого колена. Они, как бомба с часовым механизмом, ждут своего часа, ждут своего исполнителя, чтобы при ослаблении внутренних защит вырваться и проявиться в телесный симптом. В каждом отдельном случае хроническое заболевание связано – переплетено – с вполне конкретными событиями и чувствами реальных людей. Через симптом мы неосознанно остаемся с ними связанными и заново возвращаемся к тем прошлым переживаниям – живем «там и тогда», а не «здесь и сейчас». Поэтому для того, чтобы вылечить болезнь, мало знать общий смысл симптома, необходимо проявить ту эмоционально-заряженную ситуацию или событие, которое стало причиной болезни и найти к нему ключ.
Астма. Александры, 18 лет
Астматические приступы с 2-х лет. Симптом связан с перенятым у матери состоянием горевания о рано умершем старшем брате. Он умер до ее рождения и клиентку назвали в его честь - Александрой. Здесь симптом соединяет перенятые чувства матери - непрожитое горе и переплетение с умершим братом, попыткой заменить его и «уход вслед за ним». Внимание и любовь матери были обращены к умершему ребенку. Чтобы получить ее любовь, дочь вставала на его место. Астматический приступ, как возможность получить ее заботу. Проявление этой истории, снятие переплетения с братом и возвращение перенятых чувств матери позволили клиентке занять свое место в семейной системе. В симптоме больше не было необходимости.
Астма. Екатерина, 32 года.
Астматические приступы с 19 лет. Симптом был связан с историей деда по материнской линии. Талантливый, подающий большие надежды специалист, он работал ведущим инженером-конструктором на крупном заводе. Был автором нескольких изобретений. Он стал жертвой производственных интриг и по анонимному доносу был арестован в 1934г. по делу о вредительстве. Сначала его отправили в лагерь, потом перевели в тюремное КБ (шарашку) на Урале, где он провел 18 лет и вернулся только после смерти Сталина в 1953г. Машина репрессий сломала его жизнь и карьеру. Через симптом клиентка переплетена с невыраженными гневом, горечью, отчаянием, несогласием с ситуацией и протестом ее деда. Симптом проявился первый раз, когда в университете ее несправедливо обвинили в том, что она списала курсовую работу из интернета. Переплетение клиентки с судьбой репрессированного деда проявлялось не только через астму, но и постоянными конфликтами на работе. Специалист высокой квалификации, она часто меняла работу. На каждом новом месте она становилась мишенью интриг и козлом отпущения - вынуждена была увольняться. Снятие переплетения с историей ее деда, проявление уважения и принятия его судьбе помогли ей перестать зависеть от ингалятора, и наладить отношения в новом рабочем коллективе.
Я привела две эти клиентские истории, чтобы показать, что общий психологический смысл – сдерживание рыданий и отказ от жизни, нежелание быть здесь - в обоих случаях сохраняется. Но возникли эти чувства в разных ситуациях и на разных уровнях – на уровне семьи в первом случае и в 3-м поколении предков, во втором случае. Работа с конкретным контекстом, где эти чувства возникли, с той историей, приводит к адресной распаковке послания симптома и делает психологическую работу с ним более глубокой и эффективной.
Хронические заболевания, такие как астма, нейродермит, диабет, гипертония, депрессия, язва желудка, бесплодие, мигрень, новообразования и др., часто являются следствием системных семейных переплетений. Проявление связи симптома и снятие переплетения клиента с не своими историям и чувствами, проявление уважения к судьбам и переживаниям тех людей, чьи истории и чувства он переживает через свой симптом, освобождает у него много внутренних сил, которые включают механизм естественного самоисцеления. Когда преодолеваются системные переплетения, болезнь отступает, так как симптом больше не нужен нашему бессознательному.
Чутким диагностическим психологическим инструментом для определения «адресата» послания симптома являются системные расстановки. Они помогают проявить системные переплетения с «забытой» историей, скрытыми чувствами, вытесненной душевной болью. Проявить и бережно распаковать послание болезни, с уважением приняв судьбу и чувства адресата, разделиться с ними, сохраняя его и свое достоинство. И тем самым восстановить новый, здоровый баланс в семейной системе.
Расстановки симптомов, восстанавливая здоровые связи в семейной системе, помогают вырваться из замкнутого круга хронического заболевания. После них в одних случаях симптом полностью исчезает, в других, болезнь легче поддаются лечению. Здесь результат зависит от желания и готовности клиента к серьезной внутренней работе и глубины органического поражения.
Но надо помнить, что системная расстановка не панацея, которая мгновенно избавит вас от болезни. Расстановка - это глубокая психологическая работа, она не может полностью заменить медицинского лечения. Если в организме есть значительные органические изменения, расстановка может облегчить лечение и ускорить выздоровление, но полностью его не заменит.
Если необходима операция, то расстановка тоже будет полезна. Операция – это радикальный вариант симптоматического лечения. Она не решает проблему семейного переплетения. «Забытая» история и вытесненные чувства найдут другие способы проявления в виде новых заболеваний, либо перейдут вниз по системе – детям и внукам. Чтобы уже они своей жизнью, своим здоровьем, своим благополучием решали эту системную задачу.
Если же проблема очень серьезная, то вместе с медицинским лечением, расстановки дают возможность облегчить физическое состояние, снизить вероятность его усугубления, а также примириться с болезнью.
Возвращение здоровья – это всегда внутренняя работа. Исцеление от болезни не возвращает нас в прежнее состояние до ее возникновения, а делает нас другими. Осознавая внутренние причины заболевания и интегрируя семейный системный опыт, человек становится более мудрым, устойчивым и свободным для своей жизни.
ЗДОРОВЬЕ – ЭТО НЕ САМО-ЧУВСТВИЕ, А ЗДЕСЬ-БЫТИЕ. Ханс-Георг Гадамер