О важности контакта с ребенком

(размышления после лекции одного из основателей института бодинамики Э. Ярлнеса)

О важности контакта с ребенком

На тему контактов я задумалась после разговора с коллегами о массовых самоубийствах подростков, спровоцированных организацией Синий Кит. Одна из коллег сильно переживала за своего ребенка-подростка и в ее речи часто звучали фразы: «Благополучная семья», «Родители ничего не подозревали о намерениях ребенка», «Дети совершают ряд актов, подтверждающих, что они готовы на самоубийство в течении некоторого времени», «Они сохраняют все в тайне», «Родители видят их веселыми». Слушая, мне так хотелось сказать: «Не верю!». У меня возникал вопрос: «Что подразумевается под благополучной семьей?» В ответ я услышала о материальном благополучии и родителях-бизнесменах… Неужели это сейчас считается благополучной семьей? А что с контактом родителей с ребенком? Как строятся взаимоотношения родителей с детьми? И если у них хороший контакт и взаимоотношения, то как можно не заметить, что с их ребенком что-то происходит? Даже если подросток что-то скрывает, то изменения в поведении и эмоциональных состояниях можно увидеть, но лишь при условии, что у родителей с ним хороший контакт, а не контроль!

Чем меня привлекает бодинамика как один из методов телесно-ориентированной психотерапии, так то, что основной ее идеей является идеальный контакт с другими. В психологии есть множество понятий, которые можно назвать одним словом – «контакт». При этом под контактом может пониматься бодинг, то есть взаимосвязь матери с малышом, взаимодействие и взаимоотношение, в какие-то моменты это общение, самосознание – как контакт с самим собой.

Можно соглашаться и не соглашаться с тем, что человек развивается в контакте, но индивид находится во взаимосвязи с самого зачатия. Изначально такой связью является пуповина, которой ребенок связан с матерью. Но кроме пуповины ребенок имеет еще множество разных видов контакта – это и питание, и ощущение стенок матки, и звуки голоса матери, и ее гормональный фон, определяющий настроение и эмоции. Ребенок через разные гормоны ощущает настроение и эмоции матери, через ток крови и сердцебиение ее самочувствие. Это, наверное, самая тесная связь, которая только может существовать между двумя людьми. И эта связь очень важна для формирования младенца, так как является самым первым, практически сакральным контактом, который, может и кажется одинаковым для всех младенцев, но неповторим для каждой диады мать-ребенок.

В бодинамике за качество контактов человека можно отследить в упражнении на притягивание и отталкивание руками. При выполнении этого, вроде бы простого, движения со стороны можно отследить паттерны того, как человек относится к своему месту в пространстве, как он берет на себя ответственность и как устанавливает межличностные контакты. Тонус мышц, отвечающих за притягивание и отталкивание, говорит о том, как человек относится к установлению контакта или отстаиванию своих границ или своих прав. То есть если человеку трудно оттолкнуть руку психотерапевта, то решать его проблему можно через обучение навыкам установления собственных границ. Трудности отталкивания или притягивания на определенном расстоянии от груди клиента символизируют о взаимоотношениях с разными категориями партнеров по взаимодействию (близкие, друзья или социум). Так же это показательно при анализе контакта вначале, середине или конце взаимоотношений. Все настолько индивидуально, что только интерпретации психотерапевта более чем недостаточно, необходима честная и искренняя обратная связь от клиента, который самостоятельно находит свои проблемы и ищет наиболее приемлемые способы решения личностных проблем.

Паттерны контактов формируются у человека примерно до 12 лет. До этого возраста основополагающим фактором становления этих паттернов служат взаимоотношения с близкими, которыми могут быть родители (родные или приемные) или прародители. Многие из вас уже слышали весьма распространенную фразу: «Все проблемы имеют корни из детства». Относительно контактов это можно интерпретировать так, что насколько взрослый человека имеет высокое качество жизни во многом определяется качеством детско-родительских взаимоотношений или контактом с родителями в детстве. После 12 лет у ребенка начинает формироваться чувство взрослости и у него появляется возможность по-другому посмотреть на свои взаимоотношения с другими и исправить то, что ему не нравится.

Как же определить то качество контакта между детьми и родителями, который будет идеальным? Под идеальным контактом в бодинамике принимаются такие взаимоотношения, при которых родители с уважением относятся к любым чувствам и импульсам ребенка, принимая их важность и оказывая поддержку, при этом очень важно, чтобы родители хорошо чувствовали свои и чужие границы. Как родитель могу сказать, что в реальности такого качества контакт не получается давать, особенно, когда я как родитель реагирую на эмоции ребенка своими паттернами взаимоотношений со своими родителями.

Оглядываясь назад, я вижу, что мои взаимоотношения с родителями в детстве были далеко не идеальными, и поменять качество контакта с ними помогает лишь личная психотерапия. Иногда нам, взрослым детям, нужно просто принять родителей такими как они есть, и менять свои паттерны, что возможно через понимание себя, своего тела, своих чувств и эмоций, а также импульсов. Это позволяет улучшить контакт не только с близкими и родными, но и повысить свое качество жизни.

Хочется посоветовать родителям, задуматься о том, как они контактируют со своими детьми, каким образом они дают им поддержку, умеют ли они с уважением относиться к чувствам и потребностям своего ребенка.



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Можно ли взрослым плакать при детях? И как делать это правильно?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Рисуночные тесты. Что в них можно увидеть и как ними работать
  • Так что же... логика или эмоции?! Как жить?
  • Контакт с телом или про то, что полезно жить не только головой.
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь