|
Как воспитать ребенка с заниженной самооценкой?Автор статьи: Ордина Любовь Анатольевна
Здравствуйте дорогие друзья!
Конечно, все мы знаем, что воспитание ребенка это труд большой, непростой и иногда неблагодарный (к сожалению и так бывает). Родитель растит, воспитывает нового человека, старается дать ребенку все самое лучшее, но может получать негативное поведение ребенка, агрессивную реакцию на какие-то свои действия, непослушание, плохое поведение... да много всего еще. Часто бывает так, что в порыве дать ребенку все самое лучшее, научить его как поступать правильно, родитель увлекается и начинает оказывать ребенку медвежью услугу. Давайте в этой статье разберем как это может быть и чего лучше избегать в воспитании ребенка, чтобы не сформировать у него заниженную самооценку, страхи, неуверенность в своих силах!
Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой самооценка человека (не важно большого или маленького): это убеждения человека относительно себя, своих качеств, способностей, возможностей в рамках окружающего мира, людей, событий и т.д. Из самого термина нам понятно, что это то как человек сам оценивает себя. У ребенка самооценка как таковая формируется в период кризиса 6-7 лет, когда у ребенка формируется внутренний мир, свои убеждения, понимание себя и окружающих. Однако важно помнить, что еще задолго до этого возраста, ребенок умеет слышать и запоминать ту информацию о себе, которую ему выдают близкие взрослые. Эту информацию, малыш пока может не понимать вполне (например, когда ему говорят: "ты недотепа" или "вот ты бестолковый"), но ребенок ее может запомнить и впоследствии уже осознать и "сложить в копилку" своей самооценки. Следовательно, еще задолго до возраста, в котором у ребенка начнет формироваться самооценка - он набирает "багаж" представлений о себе, которые транслируют ему взрослые! Теперь давайте перейдем непосредственно к тому, что могут сделать взрослые, чтобы "воспитать" ребенка с заниженной самооценкой: 1) Первым пунктом, которые возможно для многих будет очевидным, у нас будет представлено ![u]сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу[/u]! У родителей, которые желают только лучшего своему ребенку, могут возникать соблазны простимулировать ребенка на "подвиги" сравнивая его с другим ребенком: "Смотри как у Пети хорошо получается рисовать - давай и ты постарайся сделать рисунок лучше" или "Вот ты вечно ходишь чумазый, а посмотри, Коля какой чистый и опрятный всегда, давай бери с него пример" Казалось бы, родитель привлекает внимание ребенка к позитивным чертам, на примере его сверстников и старается промотивировать ребенка быть лучше - однако все, что будет слышать ребенок в этих предложениях, это то, что Коля и Петя лучше его, что его мама или папа больше любят этих, других детей, а не его. 2) Следующим пунктом, который подрывает самооценку ребенка будет ![u]желание родителей постоянно помочь ребенку, что-то сделать за него, чтобы получилось лучше" [/u]! Бывает так, что ребенок что-то делает медленно (одевается, кушает), а родителю надо, чтобы было быстро - и это становится первым шагом к тому, что ребенка раздеваю, одевают, кормят, умывают и много чего еще делают взрослые. В такой ситуации с одной стороны ребенок не имеет возможности практиковаться в чем-то и получать /улучшать свои навыки в этом, с другой стороны ему дают понять, что сам он не сделает как надо, что у него не получится так быстро, так хорошо как нужно. Что в итоге получается из такой "медвежьей услуги"? - То, что у ребенка формируется понимание, что он не справится с задачей, что он не сможет сделать хорошо. Появляется страх перед новыми видами деятельности, такой ребенок, вырастая, испытывает сложности в учебе, не может устроиться на ту работу, которая ему интересна, не знает чего он хочет, т.к. не понимает, на что он способен. Такая "помощь" способна отравить ребенку самооценку и жизнь на долгие годы вперед 3) Третьим пунктом в данной теме я бы хотела обозначить ![u]отсутствие контакта и доверительного общения ребенка с родителем[/u]! Когда ребенок растет сам по себе, у него нет возможности поделиться с родителем своими переживаниями, на его рассказы взрослые отмахиваются или говорят, что это все ерунда (обесценивают переживания ребенка) - это формирует закрытость и нежелание в дальнейшем идти на контакт. В таком формате, когда в кризисные периоды, ребенок сталкивается со сложными внутренними переживаниями - у него нет возможности поделиться с кем-то из взрослых своими мыслями, нет ощущения поддержки и понимания. Это формирует ощущение, что он не заслужил поддержки, дополнительно занижает самооценку ребенка. Взрослый в таком контексте уже не может служить поддержкой ребенку и помогать ему в построении адекватной самооценки. Эти три пункта не являются, конечно, исчерпывающими в формировании самовосприятия ребенка и его самооценки, но они достаточно значимы, поэтому я посчитала нужным описать именно их. Если Вы, уже, будучи взрослым человеком, определяете, что эти пункты имели влияние на вашу самооценку - важно понять, что наши убеждения о себе, хоть и были сформированы ранее, могут быть перенастроены сейчас, если у Вас есть такое желание. С самооценкой можно и нужно работать!
С уважением, Ордина Любовь Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|