|
А какой йогой занимаетесь Вы?Автор статьи: Кирилл Будкевич
А какой йогой занимаетесь Вы?Основное отличие хатха-йоги от фитнес-йоги или пилатеса, это наличие катализатора (пратьяхара - способность произвольно отключать внимание от внешних органов чувств), повышающего эффективность тренировки в десятки, сотни и тысячи раз (в зависимости от опыта). Правильнее было бы говорить именно о практиках и техниках, а не об упражнениях йоги. В отличие от упражнений (в западном смысле), практики всегда направлены на совершенствование всего человека, а не какого-то его отдельного аспекта, и содержат в себе целостный комплекс мер для достижения этой цели. В свою очередь, техники представляют собой конкретные методики применения этих мер (например, различные практики медитации включают в себя соответствующие техники), однако преследуют ту же вышеупомянутую общую цель. Основная причина неудач при освоении йоги — отношение к практикам и техникам как к упражнениям и прагматическим методам, тогда как они требуют вовлечения всего существа практикующего. С древнейших времён эти практики использовались йогами и мудрецами (риши) для ослабления и устранения всех видов болезней, дефектов и неправильных функционирований организма. Правда, практики хатха-йоги требуют личных усилий, но, с точки зрения постоянности и устойчивости положительных результатов, а также с точки зрения экономии ресурсов, они определённо заслуживают внимания. Когда ум блуждает в бесполезных фантазиях, энергия рассеивается впустую. Сосредоточение – это фокусировка ума в одной точке, способность удерживать сознание (под сознанием понимается простая осведомлённость, не обязательно предполагающая интеллектуальное понимание. В некотором смысле, осознание тождественно вниманию; оно ближе к ощущению, для которого может даже не быть названия, чем к представлению.) одном месте, на чём-то одном, не позволяя ему отклоняться. Совершенное сосредоточение ведёт к медитации. В состоянии сосредоточения ум не осознаёт внешнюю среду или другие объекты, окружающие объект сосредоточения. Сосредоточенный ум – это расслабленный, но сильный ум. Рассеянный ум слаб. Он не может эффективно выполнять работу, думая о разных других вещах. Сильный ум способен выполнять свои собственные решения, а слабый решает одно, а делает другое. Освоив контроль над инструментом нашего ума – вниманием, появляется возможность ум превратить из своего господина в послушного слугу. Тренировка способности управлять собственным вниманием происходит путём переноса фокуса внимания с иллюзии, то есть с наших мыслей, с нашего мнения о реальности на саму реальность, которая всегда находится здесь и сейчас, в то время как наши мысли охватывают либо прошлое, то, чего уже нет, либо будущее, то, чего пока ещё нет. Концентрация — это ненарушаемое осознавание какой либо одной точки в течение длительного времени — подобно одной прямой линии, простирающейся на далёкое расстояние, она не прерывается, не поворачивает, не возвращается назад, ни с чем не пересекается. Она непрерывна и стабильна как струя масла, которое переливается из одного сосуда в другой. Одна идея, одна и та же идея, никаких других идей, никаких других мыслей. Внутри нас находятся уровни существования, области сознания, которые скрыты от нас. Эти уровни много более прекрасны и созидательны, чем те, в которых мы сейчас живём. Бесполезно говорить сейчас о различных состояниях сознания, их можно только получить в результате личной практики йоги пробудив праническую энергию, которая циркулирует в тёмных областях сознания. Элемент физической нагрузки в асанах при сохранении формы сводится к минимуму за счёт расширения границы зоны комфорта без её нарушения. Комфорт физического тела влияет на устойчивость и спокойствие ума. Поставив под контроль физические переживания с помощью техник бахиранга йоги, практикующий вступает в ментальное измерение и продвигается к центру. Это основа всей философии йоги. Что представляют собой периферийные переживания ума? Это мысли, чувства, эмоции и желания, которые мы постоянно и непрерывно переживаем в своей жизни. Для того, чтобы добраться до центра ума, необходимы осознание переферической активности и контроль над ней. Этот аспект подчёркнут в практиках пратьяхары и дхараны. Действительные практики подготовки к медитации – это только практики пратьяхары и дхараны. В традиции йоги нигде не найти упоминания о дхьяне как о практике или технике. Зато есть масса техник пратьяхары и дхараны – дисциплины ума. Эти техники ведут к более глубокому восприятию собственного ума. Если ум, вовлечённый во внешние переживания сравнить с лампой накаливания, то в пяти метрах от лампы в сто ватт уже не чувствуешь температуры спирали, а лазерный луч, где все фотоны направлены в одну точку прожжёт тело насквозь при мощности три ватта. Для однонаправленного ума нет препятствий кроме тех, которые он пока ещё признаёт. Дхарана означает не просто перестать думать, это невозможно, но перенести своё внимание, своё осознание туда, где большинство способностей тела и ума функционируют вместе. Поэтому в дхаране достигается большее расслабление, большая сила ума, большее сосредоточение. Если я назову что-либо верным или неверным, вы можете согласиться со мной или нет, и это будет лишь вашим рациональным решением, не больше, ибо одно согласие ещё не является волевым актом, воплощающим моё утверждение в вашу повседневную жизнь. В действительности активным является лишь аналитический, рациональный ум, который не столько восприимчив, сколько критичен к потоку восприятия. Хатха-йога поможет правильно воспринимать реальность, успешно выстраивать любую деятельность, является гарантией здоровья и процветания. В повседневной жизни этот навык приводит человека к гармонии с самим собой и окружающими. Находясь в гармонии, каждый становится успешным и востребованным в любом виде деятельности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|