За психотерапией часто обращаются, чтобы избавится от какого-либо симптома. Симптом встроен в цепочку действий, которые выполняет сам человек, носитель симптома и его окружение. Как правило, эта цепочка всегда одна и та же. Цепочка действий поддерживает симптом, делает его устойчивым и, практически, вечным. Системная семейная психотерапия предлагает вносить в такие цепочки элемент действия, который нарушает, сложившиеся и привычное функционирование симптома, при этом симптом исчезает. Человеку, обратившемуся за терапией, или всей семье, пришедшей на консультацию, дается предписание на выполнение определенного домашнего задания. Одним из первых данный подход использовал в своей работе Милтон Эриксон. Его предписания – это абсолютные шедевры, учитывающие огромное число фактов в ситуации клиента, работающие сразу на нескольких планах.
Я приведу примеры некоторых типичных предписаний, часто используемых сейчас в терапии.
Задание на наблюдение. Наблюдение уже есть определенное действие. Встраиваясь в цепочку действий, наблюдение меняет эту цепочку. К тому же терапевт просит наблюдать иначе, чем это мог делать клиент раньше. Наблюдающий, меняет свою картину мира, а значит, и схемы взаимодействия с ним. Примеры:
«Сейчас, после начала психотерапии в вашей жизни могут начать происходить разные вещи, которые раньше не происходили. Пожалуйста, наблюдайте очень внимательно и замечайте, что новое будет происходить в жизни, в семье, в отношениях, в ваших чувствах такого, что бы Вы хотели, чтобы происходило с Вами и дальше. Мы обсудим это на следующей встрече»
«До следующей сессии, пожалуйста, наблюдайте за поведением друг - друга и постарайтесь оценить, какие действия вашего супруга ведут к тому, чтобы началась ссора, а какие к тому, чтобы ее не допустить. Своими наблюдениями друг с другом не делитесь. Мы обсудим это на следующей сессии»
Задание на другое поведение. Терапевт просит делать какое-либо новое действие во время того, когда происходит симптом.
«В следующий раз, когда вы [терапевт описывает проблемное поведение], сделайте что-то по-другому, даже, если Вам это покажется необычным»
«До следующей встречи пусть каждый из вас один раз поведет себя совершенно иначе, чем обычно, когда [описание проблемного поведения]. Но при этом ничего не сообщайте вашему партнеру. Пусть он попробует заметить, когда это произошло»
Переназначение контекста. Если поменять условия, в которых происходит проблемное поведение, то полностью меняется и вся цепочка действий, это проблемное поведение поддерживающая.
«Когда в следующий раз вы почувствуете, что начинаете ссориться, идите в ванну, разденьтесь догола и продолжайте ссориться»
«Когда вы в следующий раз почувствуете что разозлились, наденьте очки с накладным носом и фальшивыми усами, встаньте перед зеркалом и продолжайте злиться»
Делать так, как будто... Это предписание дается тогда, когда проблемное поведение возникает спонтанно, часто неосознаваемо. Допустим, речь идет о панической атаке.
«Пожалуйста, один раз в день, когда вы чувствует себя хорошо, сделайте так, словно бы вы почувствовали паническую атаку, и делайте все то, что вы делаете обычно в таком случае».
«в течение следующих трех недель как раз в тех случаях, когда вы полностью согласны с точкой зрения вашей жены, пожалуйста, занимайте резко отрицательную позицию. А вы [обращение к жене] попробуйте, пожалуйста, определить, в каких случаях ваш муж на самом деле с вами согласен, а в каких нет»
Назначение симптома. Это предписание похоже на два предыдущих. Оно так же лучше всего работает, когда симптом непроизвольный. Клиенту предписывается специально выполнять проблемное поведение в специально отведенное время в специально отведенном месте.
«Выберете удобное для вас время (раз в день) и место, где вас никто не побеспокоит в течении получаса. В течение этого времени, представляйте все то, что может случиться с вами плохого в самолете, что может случиться с самим самолетом. Попробуйте вызвать свои самые сильные страхи. Чтобы закончить, подумайте о том, что это было всего лишь в вашем воображении и возвращайтесь к своим обычным делам»
Назначение ритуала. Проблемное поведение или реакции ритуализируются. Назначаются строгие рамки для выполнения ритуала.
«Один раз в день, строго в одно и то же время, поставьте фотографию своей бывшей жены на стол, расположите по бокам от нее свечи, зажгите их. Положите перед фотографией один цветок. Сядьте перед фотографией, и думайте о ней 10 минут. Потом выбросьте цветок, потушите и уберите свечи, уберите на место фотографию».
Или
«Один раз в день, строго в одно и то же время, сядьте за свой письменный стол. В первый день напишите письмо своему бывшему молодому человеку, сложите его и уберите в ящик стола. Во второй день достаньте письмо, прочитайте его и сожгите. Повторяйте это, чередуя дни: в первый пишите письмо, во второй сжигаете»
Предписание случайного выбора. Допустим, случай прокрастинации при выполнении уроков.
«В следующий раз, когда Вам надо будет выполнять домашнее задание, подбросьте монетку и, если выпадет орел, делайте его обязательно, если решка – не делайте, даже если вы можете его делать».
Придумывание правильного предписания – часть творчества терапевта. В книжках можно найти и другие самые необычные, но работающие на разрыв паталогической цепочки действий предписания. Предписания бывают такие, чтобы клиент их специально не выполнял. В результате формируется модель правильного поведения. Здесь я не привожу таких предписаний, потому что они манипулятивны и раскрыть «тайну» такого предписания, означает лишить потенциального клиента возможности получить хороший терапевтический эффект. Назначить перечисленные выше предписания, клиент может себе самостоятельно. Это может помочь избавиться от симптома. Но выдача предписаний терапевтом на терапии, это мастерство одновременно с искусством, опирающееся на точное понимание функционирования симптома у клиента (так называема системная гипотеза), на опыт и знание терапевта. Так что, если у вас есть симптом, от которого вам самостоятельно очень трудно избавиться, лучшее решение – отправиться на психотерапию.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.