Стыд, вина и виктимность.

Стыд вина и виктимность

Одним из основных способов изменения статуса для жертвы является обращение за помощью. Соответственно, агрессоры делают все, чтобы не допустить этого. Помимо общеизвестного обрыва социальных связей и изоляции, важную роль в процессе перекрытия возможных каналов помощи играет пробуждение в жертве стыда и вины, которые не позволяют - при наличии реальной возможности - попросить поддержки у других людей, даже у родных и близких. В сознание внедряется мысль, что жертвой быть постыдно и/или что жертва сама виновата в случившемся.

И здесь важно понимать, на чью мельницу льют воду глубокомысленные рассуждения в духе "взрослый человек сам несет ответственность за все, что с ним происходит"; "мир возвращает нам то, что мы в него отправляем"; "зрелая личность по определению не может попасть в ситуацию насилия" и т.д. Истина в том, что нет никаких специфических "виктимных личностей" - ни на уровне взрослых, ни на уровне детей.

В роли жертвы может оказаться кто угодно - зрелая личность/ доверчивая простушка/ инвалид 3-й группы/ мастер спорта по плаванию/ топ-менеджер/ швея-мотористка высшей категории/ пенсионерка/ школьница/ умная/глупая/деревенская/городская/отлично социализированная/социофобка/ красивая/уродливая и так далее, сколько фантазии хватит.

Жертву делают таковой не ее личностные особенности, а наличие насильника.

В свою очередь насильника делают таковым не "подростковые фрустрации" и не "детские травмы", а вседозволенность. Ничто так не способствует распространению насилия - во всех формах - как отсутствие немедленного и чувствительного наказания. И наоборот: там, где действия насильника/агрессора моментально пресекают - "цветы зла" вянут, не успев распуститься.

Таким образом, насильник унижает, оскорбляет, топчет морально, бьет физически свою жертву потому, что у него есть такая возможность. Как только возможность исчезает, происходит чудо: он внезапно находит возможность "решить свои проблемы" цивильными и цивилизованными методами, или, еще чаще, оказывается, что никаких проблем нет.

Кто должен останавливать и карать насильника? А кто должен останавливать и карать вора-карманника, фальшивомонетчика или наркоторговца?

Государство в лице соответствующих институтов. Концепция общественного договора известна с 17 века, и ничего нового с тех пор не придумано: мы отдаем государству часть наших прав (в том числе право вершить суд) и часть денег (налоги), в обмен на защиту и гарантию безопасности. Да, далеко не каждое государство честно выполняет свою часть договора, но к самооценке жертвы это не должно иметь ни малейшего отношения.

Наша личность неприкосновенна, независимо от того, живем мы в Исландии или в Сомали, и если наши права нарушены, стыдно должно быть не нам.

Что до вины, то если на женщину в, о ужас, короткой юбке напали на улице, вина за случившееся лежит

а) на преступнике; б) на государстве, не способном обеспечить безопасность улиц, и длина юбки здесь не при чем.

Если ребенка избили одноклассники, виноваты

а) организаторы и исполнители избиения; б) администрация школы, и прежде всего - классный руководитель, и личные свойства ребенка здесь не при чем.

Любой, кто предлагает жертве "подумать, что она сделала не так" - либо попаданец из древнейших времен, когда про права человека слыхом не слыхивали; либо манипулятор, играющий на стороне агрессора; либо дурак.

В любом случае искренне желаю ему как-нибудь получить по роже неожиданно и беспричинно, но не в целях перевоспитания (я давно не верю в сказки), а так - ради восстановления гармонии :).

Источник: https://psy-practice.com/publications/travmy/styd-vina-i-viktimnost/ При копировании материалов, ссылка на источник обязательна © psy-practice.com



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Зрелая личность" и "зрелая любовь", что это такое?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Дверь в спальню."Охотники"и"жертвы"как способ существования партнеров в браке.Часть1
  • Почему и для кого делают "женские" и "мужские" тренинги
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Убеждение "должен". О том, как научиться снова самому вершить свою жизнь.
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь