О понятии "психологического старта" человека.


О понятии психологического старта человека

Некоторое времяназад в моей ленте в соцсетях прошла волна постов про различие "стартовой" позиции в восприятии детей богатых родителей и людей, выросших в финансово неблагополучных семьях.

Речь шла о том, что  ФИНАНСОВЫЙ статус и "старт" у человека, который говорит:
"Родители отдали мне свою старую ауди и купили квартиру, а всего остального в жизни я добился сам" и у человека, для которого покупка подержанной машины - едва достижимая многолетним трудом цель, а собственного жилья - мечта всей сознательной жизни, которая даже на ее закате может так и не осуществиться - разный.

И о том, что оценивать степень успешности людей, выросших в разных культурных, социальных и материальных кругах с помощью одной и той же меры, по меньшей мере, недальновидно.

Но то же самое касается и ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО статуса.

"Психологического старта"


Если понятие "финансового старта" в том или ином виде в обществе как-либо распространено и известно, то про понятие "психологического старта" практически никто ничего не знает, не пишет и не говорит.


Отчасти, возмжно по тому, что "психологический старт" человека определить гораздо сложнее, чем социальный.
Особенно, не имея специальной подготовки.

Глядя на доступный образ человека и не зная его личной истории, есть вероятность сильно ошибиться в предположениях о том, как он рос и развивался и адекватно оценить то количество усилий, которые ему пришлось приложить для того, чтобы оказаться тем, кто он сейчас есть и жить так, как он сейчас живет.

Что же определяет условия психологического старта?

Что дает "+" положительный, помогающий в развитии, поддерживающий и приумножающий последующий личные вложения "капитал"?

И что дает "-" отрицательный, истощащий, требующий приложения дополнительных усилий для развития "груз"?


Вот несколько важных параметров, имеющих ключевые значения:

  • Поддерживало ли близкое окружение в детстве его самостоятельность инициативу или подавляло и решало всё за него?
  • Проявляло ли интерес уважение к нему, его жизни, его чувствам или игнорировало?
  • Говорили ли родители растущему человеку о своей любви, обнимали, принимали или критиковали, отталкивали и отвергали?
  • Поддерживали ли в семье интерес, расположение и любопытство к людям, училили ли сотрудничать, общаться, решать конфликты или рисовали людей негативными красками, как тех, кого нужно бояться и сторониться, а то и ненавидеть?
  • Учили ли растущего человека ставить цели и достигать их или прерывали все попытки ощутить свою способность влиять на события своей жизни?
  • Учили ли взаимодействовать с противоположным полом, строить отношения, показывали ли пример любви, интереса и взаимного уважения или у ребенка был перед глазами только пример взаимных претензий, холодности, анигиляционной агрессии, оскорблений и унижения?

И это далеко не все маркеры, которые влияют на то, что можно назвать "психологическими стартовыми условиями человека".

Так что для того, чтобы дать объективную оценку человеку в уровне его жизненных достижений, нужно понимать, каков был его "психологический старт".


Возможно, со стороны, с вашей точки зрения вам кажется, что какой-то человек не достиг в жизни ничего значимого и важного.

Возможно, любая из описанных выше характеристик кажется какой-то банальной, не важной, слишком "бытовой" и вызывает удивление, что она может иметь значение.
"Это же просто жизнь. Все как-то ее живут".
Как-то воспититываются, развиваются, вырастают...

Но если вы смогли бы увидеть жизнь человека в перспективе, вам бы стало понятно, какой именно путь он преодолел:

- Откуда он шёл?
- С какими припятствиями встречался?
- Сколько было у него поддержки? А сколько одиночества?
- Какой опыт и знания обрел он на своем пути?
- И какими ресурсами теперь обладает...

А еще бывает так, что на месте недооцененного  человека  оказываемся мы сами!

И даже не перед другими людьми, а перед самими собой.

Вот в каких случаях это происходит:     

  • Когда мы критикуем, досадуем, ругаем себя, разочаровываясь в самих себе, ожидая от себя большего и не достигая того, что кажется необходимым.
  • Когда не осознаем, с чего пришлось "стартовать" нам.
  • Когда не видим свой жизненный путь в перспективе.
  •  Когда забываем, не придаем значения, игнорируем глубоко повлиявшие на наше развитие и выбор жизненных стратегий события.
  •  Когда не замечаем, считаем не важными, мелкими и незначительными свои успехи и достижения.
  •  Когда нам кажется, что мы - не те, кем могли бы быть. 
И здесь, кстати, можно сказать, что психотерапевт - это человек, который знает, какими дорогами проходит путь "узнавания и принятия себя".
Потому что он уже давно идет по нему сам.

И по этому способен "сопровождать" в этом пути других людей, обладая необходимыми для этого чувствительностью, взглядом, опытом, знаниями и навыками.

Автор Мария Вереск.


А как вы думаете, какой у вас "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАРТ"?


? С "капиталом" вы росли или с "грузом"?

? В каких неочевидных для других людей областях вы можете сказать, что по-настоящему "выросли" и это - ваша заслуга и гордость?

? А, может, у вас есть области, в которых вы себя недооцениваете?..

Поделитесь в комментариях!
Друзья, если вам понравилась эта статья, нажмите, пожалуйста, на расположенную рядом кнопочку "Сказать спасибо!"  Вам - не сложно, автору - приятно! :)


Просмотров: 348
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь