|
Я-детский психологАвтор статьи: Оксана Суржина
Защитив диплом, «не приходя в сознание», я поступила на трехгодичное обучение в проект. Меня не смутило то, что нужно было ездить из Воронежа в Москву раз в два месяца, на три дня, на обязательные семинары, а были еще и необязательные, но очень интересные, приходилось оставлять семью, мужа, детей. Почему подход называется интегративным? Потому что он внутрипсихический и межперсональный (интрапсихический и интерперсональный) Психотерапия с ребенком заключается в том, что мы обращаемся к его психике и работаем непосредственно с его окружением. Ребенок зависим от него, в первую очередь, от своей семьи, он часть семейной системы. Поэтому работаем как с ребенком, так и с мамой, папой, даже с бабушкой, если она является важным членом семьи. Хочу отметить, что интегративный подход является основным в Австрии, оплачивается из страховки из-за быстрых по сравнению с психоанализом результатов. Основоположником интегративной детской психотерапии в Австрии является Ханс Цимприх, детский врач- невролог, благодаря ему, австрийские дети в больницах лежат вместе с мамой еще с 80-х годов прошлого века, и его жена Вера Цимприх, психолог, директор Венского института Ökids. Я училась в четвертой московской, где терапевтом была сама Альбина, выпускница первой группы. Все обучение идет через проживание своего детского опыта. Первый год- базовая программа, максимум практики, мало теории, что не привычно нашим людям и вызывает протест, мы привыкли писать конспекты, сдавать зачеты и экзамены. Вспоминаю самый первый семинар, «Первый контакт с ребенком». Упражнение в тройках: ребенок, терапевт, наблюдатель. Я попадаю в тройку с Леной Житомирской, про которую Альбина сказала, что она «зубр». Она работала в детском доме, очень опытная, она- «ребенок» в нашей тройке, приходит на прием с крокодилом в руках. По ее версии, она- мальчик шести лет, мать-алкоголичка, попрошайничал на улице и прочий «букет моей бабушки».Я- терапевт, у меня подкашиваются ноги, у меня нет опыта, бежать отсюда, бежать! Но что-то надо делать. Чисто интуитивно я аккуратно глажу коготь на лапе крокодила, всего секунду-две, убираю руку, смотрю на «ребенка», опять глажу коготь…. «ребенок» протягивает мне крокодила , мы начали играть. Контакт состоялся! В обратной связи на вопрос, в какой момент состоялся контакт, Лена сказала, что тогда, когда терапевт бережно и деликатно потрогал игрушку. Контакт через игрушку. Потом, через три года, мы рисовали общую картину нашей группы. Лена на ней нарисовала крокодила и вспомнила эту историю. Она сказала: «Я видела твой страх, видела, как ты тряслась и решила провести боевое крещение, чтобы мало не показалось!» На том же первом семинаре она мне сказала, что из меня получится хороший терапевт. Я не поверила, но запомнила. И стала, надеюсь, хорошим. Повторюсь, что обучение идет через проживание своего детского опыта, это трудно, больно, поднимается много обид, страхов, переживаний... Не все выдерживают, из двадцати пяти человек в нашей группе закончили десять. Поэтому одним из требований является прохождение личной терапии. Какими качествами должен обладать детский психолог? Прежде всего, эмпатией, умением чувствовать то, что чувствует другой. Он должен уметь защитить ребенка, главный принцип нашего подхода «Защита прежде терапии». Должен уметь поддержать мать, помочь маме и папе быть хорошими родителями. И обязательно любить и уметь играть! Помню, как мой маленький клиент сказал мне, что я умею лучше всех в мире играть, это своеобразный комплимент очень дорог мне. А самое главное качество- любовь к детям ,честность и искренность – дети чувствуют фальшь. Вспоминается первая супервизия, на нее приехала сама Элизабет Фрошмайер, наша Зисси, автрийская "мама". Потом мы ездили на супервизии в Вену, международная конференция, встреча с самим Хилларионом Петцольдом, основоположником интегративной психотерапии из Германии, автором «пяти столпов идентичности». На этой конференции мне вручали диплом, помню, как тепло меня поздравляли австрийские коллеги. Там я чувствовала себя полноправным членом интернациональной семьи детских психологов и психотерапевтов. А в июне в Петербурге , когда там белые ночи, состоится уже третья по счету международная конференция, на нее обязательно приезжают наши австрийские учителя. В этом году тема- мир отца. За время учебы мы все меняемся, становимся более творческими. Я, например, стала писать сказки, рисовать, лепить, хотя никогда не умела до этого. Стала правополушарной! А еще есть такая особенность в нашем подходе- в каждой группе от двух до пяти участниц становятся мамами. Вот оно, обращение к своему детскому опыту! В прошедшем году наш подход стал официально признан в России - состоялась защита модальности в ППЛ. Это был титанический труд наших директоров. За эти годы выпустили детских и подростковых психологов и психотерапевтов группы из разных концов нашей страны. Идет набор в новые группы , а это значит, что все больше и больше неравнодушных людей, любящих и понимающих детей, имеющих знания, умеющих играть, придут на помощь детям и семьям, и есть шанс, что наш мир станет чуть добрей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|