"Ни что не может измениться, пока не будет принято и признано. Только тогда оно может существовать само по себе и быть открытым для перемен." - Ирвин Польстер
В ситуации брошенности или покинутости, очень рано говорить об одиночестве. Одиночество - это уже невротический способ защиты - это когда я обнаружен(а) родителями, затем я обнаруживаю себя. Дальше уже можно переходить к переживанию одиночества, потом к обнаружению сиблингов - других людей, братьев и сестер, друзей коллег и т.д, ну и одиночеству рядом с ними... Быть заброшенным(ой) и переживать одиночество одновременно, это невозможно, это разные процессы. Покинутость - это место не осознаваемого ужаса и зависимости. Одиночество же - это регулирование приближения и отдаления от других, могу приблизиться и побыть с кем-то, а могу и отдалиться.
При покинутости, нарушена безопасность и мало способов для её построения или нет взрослых способов защит. Безопасность детям обеспечивают родители. Безопасность конечно может выстроить и сам ребенок, например, аутичным способом - спрятаться, быть недоступным(ой) для других, да и для себя... Можно отдалиться на столько внутрь себя, что среда потеряет свою актуальность. Можно получать внимание или безопасность при помощи истерики или болезни. Состояние покинутости фонит во всем и человек плохо тестирует реальность.
В покинутости, важно как - то выживать, сохраняться, оберегаться и часто - это оберегаться от других или оберегать других ОТ СЕБЯ. В одиночестве же, важно пережить свою отдельность. В покинутости нет возможности себя обнаруживать, есть хаос и запутанность, в покинутости можно только паниковать, кричать...звать, не ясно о чем, но звать.
Часто родители могут так и не услышать и не понять о чем кричит ребенок, в силу того, что они такие какие есть - у них может быть не достаточно личных ресурсов. Выкормить могут, а дать эмоциональную безопасность - нет, они могут быть игнорирующими, пассивно-агрессивными, они могут не проявлять чувств, соответствующих ситуации ....да и в некоторых моментах, они могут быть вообще опасными.
Человек, с травмой покинутости плохо переживает свою беспомощность и чью - то. При покинутости есть задача не переживать её, а справляться самому(ой), быть самодостаточным(ой) и независимым(ой). Здесь нарушен гомеостаз (обмен). Приспособление к внешним, постоянно изменяющимся условиям окружающей среды — как физической, так и социальной, ослаблено.
Что - же нужно для переживании покинутости? Ну, во первых, рядом должен быть устойчивый взрослый и это, например ваш гештальт - терапевт, рядом с которым можно её от горевать. Для этого нужно признать травму, затем достроить id* , личную идентичность и personality*, чтобы появилось здоровое eqo и можно было опираться на себя, и на других людей, налаживать связь с окружающей средой, чтобы можно было выстраивать безопасность через взаимодействие с другими людьми.
Хорошо бы начинать узнавать, что мне помогает сохранять устойчивость внутри себя, как можно справляться со своей тревогой... Либо наоборот - замечать, что устойчивости внутри себя то и нет, и что тревога и паника накрывают периодически и о помощи попросить я и не могу и не умею, и себя слабо обнаруживаю.
"...Если у человека проблема сейчас, значит, он пытается попасть не в своё будущее. Н. Кедрова"
Важно признать свою травму покинутости. Важно начинать обнаруживать что-то про себя, себя - свои особенности контакта, важно быть обнаруженным (ой), узнанным (ой), принятым(ой) и только потом можно налаживать связь.
Конечно, в жизни не бывает все так "гладко". Часто человек влюбляется и впадает в зависимость в страхе, что его покинут, бросят...готов(а) идти на любые унижения, лишь бы объект обожания не пропал из вида. Цепляется за любой отклик или присутствие, но не переживает, не чувствует и не замечает что происходит....страдает и продолжает "кричать" (иногда тихо и внутри себя).
Ну, либо не влюбляется и тоже боится переживать что - то и чувствовать, переживать любовь, да и вообще... чувство злость, стыд, вину, зависть, обиду и т.д. Словно, лучше остаться, контролирующим(ей) расчетливым(ой) и недоступным(ой) ... и тогда, поддерживая дистантные отношения, тосковать о не случившейся связи. И все это творческое приспособление и защиты - так когда-то ребенок смог защитить себя от боли и страха покинутости. Если Вам это знакомо, то это ваша травма - травма покинутости и вам пора позаботиться о себе и пойти к специалисту. "
Мне нравится метафора "мы не доношенные" - это не в плане неполноценные, а в плане - нас не доносили, не до дали чего-то того, что было бы надежным.. Ну что - ж, как случилось, но теперь вы можете сделать это при поддержке специалиста, вы можете себя "доносить".
Тогда вы сможете зажить взрослой жизнью - у вас появятся взрослые цели, задачи и поведения, вас уже невозможно будет бросить, можно будет оставить и при этом вы будите оставаться в динамике своей жизни без паники и без ужаса. Вы сможете зажить прелестями взрослой жизни.
Ну, а прелестей взрослости... их много - можно пользоваться своей жизнью, взаимодействовать, выбирать - с кем быть, когда и где..., создавать для себя комфорт, переживать удовлетворение или не переживать его, но не пропадать из-за этого , т.к много чего еще интересного ожидает вас Ну и да, можно быть неидеальным(ой) в своей сложности и не требовать этого от других.
***
Немного из книги "Гештальт-терапия контакта"
*Функция «id» связана с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Так, «id»-функция указывает мне на то, что я голоден, подавлен или расслаблен, «id»-функция проявляется в моих автоматических действиях: когда я дышу, хожу и даже вожу машину, думая при этом совсем о другом. Мой «id» как бы руководит мной почти без моего ведома.
Например - психоз, согласно Гудману, можно было бы определить как нарушение функции «id»: у субъекта нарушены чувствительность и восприимчивость к перцептивным (идущим извне) и проприоцептивным (идущим из организма) возбуждениям: он нечетко реагирует как на запросы внешнего мира, так и на свои собственные потребности. Он отрезан от реальности — «творческое приспособление» организма к окружающей его среде отсутствует.
*Функция «personality» — это представления субъекта о себе самом, его собственный образ самого себя, позволяющий ему признать свою ответственность за то, что он ощущает, и за то, что он делает. Именно функция «personality» моего self определяет то, как я интегрирую мой предыдущий опыт, как я усваиваю то, что происходит со мной в жизни, именно она формирует у меня чувство того, кто я есть.
Невроз - это как потеря функции «ego» или функции «personality»: субъект затрудняется или оказывается неспособным выбрать адекватный способ поведения. При этом функция «id» продолжает воспринимать окружающий мир и внутренние потребности, но ответ «ego» оказывается неудовлетворительным: творческое приспособление поведения не согласуется со значимой «иерархией потребностей». Ответы на эти потребности остаются нереализованными. Итак, невроз предстает как совокупность устарелых или анахроничных реакций, нередко застывших в виде «структуры характера», воспроизводящей модели поведения, усвоенные когда-то раньше и в другом месте.
*Функция «ego», в отличие от «id»,— это активная функция выбора или сознательного отказа: я сам с полной ответственностью за мои собственные действия ограничиваю или расширяю контакт с окружающей меня средой, исходя из осознания моих собственных потребностей и желаний. Возможные нарушения этой функции выражаются, по словам Гудмана, в различных «видах потери функции ego», которые некоторыми авторами рассматриваются как механизмы защиты ego или механизмы избегания и для обозначения которых многие гештальтисты, вслед за Польстерами, используют двойное название — механизмы «сопротивления-адаптации».
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.