Когда мы наблюдаем одного и того же клиента довольно продолжительное время, мы, ненарочно, замечаем его изменения. Иногда они бывают явными, настолько, что и сам клиент замечает их. Иногда, они бывают незначительны, и клиент не обращает на это никакого внимания. Иногда, клиент из всех сил старается что бы достичь хоть каких либо изменений, а иногда, изменения настигают его вне зависимости от его желания и возможностей.
Особенно, эти изменения проявляются во время кризиса. Как известно, кризис это переходный момент. Это момент коренных изменений как в жизни, так и внутриличностных процессов.
Старение - является ли оно кризисом? Какие сложности и трудности присутствуют в жизни клиента на пути с этим процессом? Как он готов встретить старость и принять те изменения, о которых даже думать не особенно приятно?
Разумеется, любой кризисный переход - это сильный стресс, это и есть кризис. Как меняется наш клиент во время кризиса? Какую помощь по осознанию этого процесса мы можем ему оказать? Как известно - сопровождение уже и есть помощь сама по себе. Но не об этом речь.
В работе с клиентом на этом этапе, очень важно дать посмотреть ему в "зеркало". Он должен увидеть себя со стороны. "Зеркало" здесь взято в кавычки, потому что под зеркалом мы понимаем проекции, образы, книги, фильмы, других людей.
В "зеркало" всегда проще смотреть, когда не знаешь, что перед тобой зеркало.
Очень часто, своим клиентам я советую смотреть фильмы. Потом мы вместе обсуждаем их, сюжет, главного героя и ключевые моменты фильма. Фильм, в данном случае, может служить тем самым "зеркалом", которое необходимо клиенту в данный момент.
Что более всего меня радует, современный кинематограф настолько умело играет темой старения (или взросления?), что за последнее время появилось достаточно фильмов, где главным героем выступает человек в возрасте. И в этой статье я хочу поделиться тремя историями о трех женщинах, рассказанными в кинофильмах последних лет.
Лучшие дни впереди (Les beaux jours) 2013
Главная героиня - Каролин (играет ее французская дива Фанни Ардан, которой на момент съемок 64 года), встречается лицом к лицу с пенсионным возрастом. Карьера, любимый муж, взрослые дети, внуки. Казалось бы, что же нужно еще для встречи лучших дней?
Героиня встречает "новую себя", она встречает новую любовь. Но эта история не любви к молодости и всеми попытками зацепиться в нее. Это история о новом этапе жизни, в которой есть место сексу, любви, юмору, счастью, путешествиям и свободе.
Этот фильм можно посмотреть в группе, а можно посмотреть в одиночестве. Но обсудить его с кем-либо обязательно стоит, а лучше со своим психологом.
За сигаретами (Elle s'en va) 2013
Главная героиня - Бэтти (в исполнении великолепной Катрин Денев, которой на момент съемок уже исполнилось 70!) в одни прекрасный день выходит за сигаретами. И так начинается ее головокружительное путешествие внутрь себя и собственных чувств. Ей предстоит заново обрести дочь, подружиться с внуком, и понять, что иногда дорога - это и есть счастье.
Этот фильм - психология жизненного пути, психология дороги домой. Общепринято ассоциировать старость с покоем, тишиной, умиротворением. Но это фильм о взрослении, который может настигнуть в любом возрасте.
Она (Elle) 2016
Нашумевший фильм скандального режиссера рассказывает историю женщины по имени Мишель (в исполнении фантастичной Изабель Юппер, и ей на момент сьемок - 63 года). Очень тонкая история об одиночестве, сексуальности, истерии, и смысле собственной жизни.
Здесь, как и во многих современных фильмах, понятие "возраст" настолько замыливается и теряется, что мы попросту перестаем обращать на него внимания.
Этот фильм учит независимости. Независимость это свобода, свобода выбора, свобода поступков. Об этом важно помнить в любом возрасте.
Мне нравится эта тенденция современного кино. И весь секрет не в возрасте, а в контрасте наших ожиданий от него. Для одни 60 лет - это закат. Для других, это жаркий полдень. Мне нравится видеть своих клиентов не стареющих, а взрослеющих. Именно взросление - достойный синоним. И три этих истории - прямое тому доказательство.