Детдом и его дети (рецензия на фильм "Блеф, или с новым годом")

Автор статьи: Инга Кузнецова

Долго собиралась с духом написать про "Блеф, или с новым годом", на который я ходила 17-го марта.

Очень волновалась перед просмотром, была готова к тому, что будут страшные кадры, что распереживаюсь, расплачусь, что фильм меня всерьёз выбьет из колеи.

Реальность оказалась другой.

Актовый зал акушерского колледжа, где-то треть аудитории - его студенты. Ещё треть - волонтёры, представители различных организаций, видимо, благотворительных, НКО, фондов, и прочих. Многие друг с другом знакомы, подходят, улыбаются, переговариваются. И ещё где-то треть, такие, как я, сами по себе.

В воздухе висит напряжение, но не нервозность, а, скорее, сосредоточенность, готовность к работе.

Показ начался с небольшим опозданием. Если честно, я была даже рада, мне было нужно немного времени, чтобы собраться с духом.

Первые кадры. Дом ребёнка, малыши до трёх лет. Как мой младший сын, Родик.
С виду - обычные дети. Играют, улыбаются, общаются, самостоятельно едят, довольно аккуратно и без видимых капризов, говорят неплохо. Игрушки, добродушные воспитатели, которые с детьми разговаривают, а не кричат на них.
Вроде бы, всё в порядке. 

Страшно становится после того, когда вдруг понимаешь, что то, что и как они делают - это не одна из сторон их жизни, а все сто процентов.
Что по команде на горшок они ходят не днём, пока они в садике, а каждый день, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю всю свою недолгую жизнь. Что хотеть чего-то они не умеют, потому что среда, в которой они живут, просто устроена по-другому и направлена на обратное – в ней важно быть удобным.

А потом – кадры, как они засыпают. И тогда тяжело и стыдно от того, что эти дети вынуждены самостоятельно справляться с тем, для чего вообще-то и предназначены родители. Они дети. Им нужно внимание, забота, свобода и безусловная любовь. Им нужны люди рядом, которые их поддержат, пожалеют, пожурят и для которых они будут самыми важными. Люди, с которыми дети могут быть маленькими и беспомощными, к которым они могу обратиться за помощью и сочувствием.

Знаете, что самое тяжёлое я увидела для себя в фильме? Трёхлетнего малыша, которого сажают в микроавтобус и перевозят в другой детский дом, потому что из этого он по возрасту «вырос». В кадре только малыш, микроавтобус и нянечка. Ни чемоданчика, ни рюкзачка, ни игрушки – ничего с собой. Только то, что на нём надето.

Дети без прошлого, без настоящего, возможно, без будущего.
Дети, которые, как ни парадоксально, зависят от судьбы, воспитателей, директоров, политиков, и, при всём этом, дети, которые могут рассчитывать только на самих себя.

А потом эти дети в 17 - 18 лет выходят из детдомов в жизнь, которая совсем другая. В которой нужно хотеть, уметь, решать, выбирать.

Это как если бы тебя после 18 лет жизни в пустыне выбросили посреди океана. Как можно научиться плавать, если ты не знаешь, что такое вода?

Года три или четыре назад ко мне обратилась за помощью девушка, которая попросила меня научить шить. Самые простые вещи – заштопать дырку, пришить пуговицу, вшить молнию. Она была выпускницей детского дома. Тогда мне было странно от того, что она не знает такие простые вещи, хотя умом я понимала, что то, что они будут уметь, зависит от того, до чего додумается человек, составляющий план их занятий. Вспомнит про то, что надо уметь пуговицы пришивать – они будут уметь пришивать пуговицы. А не вспомнит о том, что дома надо не только полы мыть, но и пыль вытирать – так им про эту пыль узнать неоткуда.

Моему младшему сыну через месяц будет три года. Как тем малышам в Доме ребёнка. Я не всегда знаю, чего он знает и умеет, потому что, в отличие от старшего, которого я специально учила чему-то, он просто живёт в семье. Он видит и участвует, и для него нормально многое из того, что нормально и для старшего, которому почти шесть. Иногда я переживаю от того, что Родьке от меня достаётся меньше внимания, как Мишке в его же возрасте. Игр только с ним, времени только с ним, занятий только для него. С другой стороны, я верю в то, что пока я помню о том, что каждому из моих детей нужно внимание и время только для него – они будут чувствовать себя любимыми и важными.

Очень много можно писать, очень много мыслей, на одну статью не хватит, хоть книгу пиши.

Лучше смотреть и думать самому.

Фильм не страшный - в том смысле, как мы привыкли слово «страшный» понимать. Самое важное в нём не крупным шрифтом, а между строк. Думаю, вы не найдёте в нём для себя шокирующих, кричащих кадров. Более вероятно, что после него вы будете думать, вспоминать, что видели, возможно, вам захочется его пересмотреть или обсудить с кем-нибудь. А может быть, наоборот, остаться с ним наедине и разобраться в чём-то для себя.

P.S.:

Самый главный вопрос, который звучал после просмотра: «Что я могу сделать?».

Универсального сценария нет. Хотя, признаться, когда я шла на показ, я всерьёз опасалась, что вернувшись вечером домой, брошусь мужу на шею в слезах со словами: «Давай усыновим ребёночка.»
Признаюсь, сейчас у меня больше вопросов, чем ответов. Но отчего мне точно легче – я знаю, что вариантов значительно больше, нежели отвезти в детдом подарки на Новый год, перевести денег на счёт или усыновить.

Можно пойти по сложному пути усыновления, опёки, приёмных родителей. Можно стать волонтёром, наставником, «старшим братом/сестрой». Можно быть маленьким, но важным винтиком в благотворительном фонде, искать спонсоров или заниматься информационной поддержкой. Можно быть профессионалом, который помогает предотвратить или решить проблемы в этой сфере – социальным работником, психологом, врачом, акушером, педагогом.

Можно быть родителем своим детям. Любить их, поддерживать их, помогать им, давать им возможность быть самими собой, зная, что им есть на кого положиться. 

Можно быть супругом, который обеспечивает, заботится, помогает, который надёжен и честен.

Можно быть просто неравнодушным человеком, который, если видит способ изменить что-то рядом с собой к лучшему – берёт и делает. Так, как может, насколько в его силах.

Я пока не знаю, какой будет мой вклад в этой сфере. Что я знаю точно – это если уж делать – то отвечать за свои поступки и их последствия.

P.P.S.:
Мест, где можно узнать о конкретных организациях, видах и формах помощи, довольно много. Для начала, можно заглянуть, например, вот сюда:
http://www.dobrypiter.ru/dobromap/





Просмотров: 505
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • Что такое «личные границы» и для чего они нужны?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Зона психологических открытий. Что такое «утренние страницы» и для чего они нужны?
  • Как устроена женщина, что нужно знать и уметь, что бы эффективно ее понимать и управлять
  • Что скрываю сны, зачем они нам и можно ли их разгадать
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • То, что они будут помнить, когда вырастут.
  • Нет энергии ни на что! Что можно сделать самому? Зачем стоит обратиться к специалисту?
  • Как пресекать манипуляции близких, если понимаешь, что они сели тебе на шею?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь