|
Кошмар детской психологии: «Измените его, а меня не трогайте!».Алгоритм работы.Автор статьи: Лагунова Елена Анатольевна
В общем виде ответ звучит так: «Один в поле не воин». Один психолог за несколько часов работы без помощи кого- то еще практически обречен на провал. Даже если симптом пройдет (перестанет дратся, заикатся, писатся и т д), через некоторое время вернется, или «прорвет в другом месте», потому что в рамках системы где находится ребенок ничего не изменилось. Заметьте, я не говорю «родители», я намерено о «взрослых». Много лет работала психологом в детском саду. Там «изобрела» для себя и объяснения окружающим «теорию плюсов». Возьмем качество характера, и отметим +- его воспитывают, « - « - не воспитывают. Вежливость: семья + в детском саду + на занятии с психологом: + Ум: семья - в саду + у психолога + Честность: семья - в саду- у психолога +. А теперь, уважаемые читатели, попробуйте предположить, сформируются ли данные качества у ребенка. Естественно «вклад» семьи всегда самый значимый. Все это - схемы из реальной истории мальчика 6 лет. Если за вежливость все - естественно ребенок научится просить вежливо. Если в саду заинтересованы развитии качества, а дома им по разным причинам пренебрегают, то? Из моей практики: качество все же развивается, но медленно, и проявляется только в социуме. Бывает, что одобряемое социальное поведение ведет к усилению напряжения и росту невротических реакций и психосоматики (в саду теперь учится, старается, но дома писаеться). Но все же, в работе с педагогами я говорила, что мы должны дать ребенку шанс на «второй плюс». Бывают родители, которым «не поможешь», но этот второй плюс означает, что у ребенка будет представление о другом, достойном поведении. Во- первых, если хоть в каких то - случаях малыш будет вести себя по- другому, и ему и воспитателю уже будет легче (дрался каждый час, теперь драка в день - тоже плохо, но реально ЛЕГЧЕ). А во - вторых у ребенка будет представление об альтернативных вариантах поведения. И я всегда тешу себя надеждой, что может в будущем, когда он вырастет, он поработает над собой и выберет лучший вариант. (Ведь в каких- то семьях «норма» - это подлость, манипуляции, ложь). Без этого второго плюса малыш практически обречен, потому что ничего другого не знает, со вторым плюсом есть понимание, что можно по- другому, и это тоже работает. Может ли только третий плюс спасти положение. Мой ответ - нет. Слишком мало часов мы проводим вместе со своими подопечными, как в системе образования так и в частной практике. Два первых минуса явно перевесят. Поэтому в системе образования я работала с тем, от кого пришел запрос: воспитателем или родителем. Если вторая сторона подключалась - хорошо, если не подключалась – работала с кем могла. Если родитель спихивал на воспитателя, а воспитатель на родителя (педагоги ведь тоже всякие бывают), шла к администрации и аргументировала, почему помочь не могу и обязанность и ребенка на работу брать не буду, а иногда «имитировала бурную деятельность». А в частной практике? Обычно отказываю клиентам, если понимаю, что хотя бы один из взрослых рядом не готов изменится. (да, да, один из взрослых…были несколько случаев, когда водил к психологу папа, мама наотрез отказывалась, все же многое удалось изменить. Было два случая, когда ребенка водила тетка - сестра матери, обе семьи- алкоголики. В одном случае в процессе работы женщина приняла решение лишить сестру родительских прав, теперь живут вместе с племяшкой счастливо). Обычно рисую систему плюсов и минусов, пропуская второй столбец. А еще говорю о том, что психолог без помощи семьи обречен на одну из двух ролей: «Суррогатной матери» или «помойного ведра»- куда ребенок будет снова и снова сливать свое напряжение. Когда я предлагаю, шутя, если не готовы поменять свою семью- отдать ребенка в какую- то другую на усыновление, где будет ему счастье- отказываются. А «помойным ведром» быть дорого, бесконечная терапия получается. В общем, как и многие коллеги, если семья принципиально не готова меняться - я за ребенка не берусь. Правда, хочется сделать ряд оговорок. Во-первых, желание изменится, определяется не «на словах» а «на деле». Диагностично то, какими словами клиент описывает трудности и то как выполняет и выполняет ли домашнее задание. Во- вторых, нужно различать ситуацию, когда клиент не хочет прилагать усилия и ситуацию, когда желание работать есть, но сопротивление очень велико. С людьми с жизненной позицией: «я- хороший, ты- плохой» работать очень тяжело, поэтому «королям мира» и их «наследникам» я отказываю. Сопротивление вскрывается и обсуждается, после этого как правило у ребенка прогресс. В- третьих, в трудных жизненных ситуациях клиентов соглашаюсь на роль «помойного ведра», но временно. Был случай, женщину бросил муж, буквально за неделю до встречи. Мать вынуждена снимать жилье, искать новую работу или подработку(денег нехватает). Дочь среагировала истериками по любому поводу, заиканием. Мне было заявлено примерно так: «Этого козла я прощать не собираюсь, не лезьте в мою жизнь, занимайтесь ребенком». Я понимала, ресурсов на работу у женщины нет, ни моральных ни физических. Может через какое- то время оттает и захочет работать, а может ведь всю оставшуюся жизнь прожить с убеждением «мужики- козлы». Взяла ребенка на сказкотерапевтическую группу. Подумала, что если готовности к изменениям и после не будет- расстанемся, а в группе есть возможность девочке помочь хоть острую фазу пережить. Со второй встречи начала говорить чисто, вечерами после занятий истерики не устраивала встречи с пятой. И мать и дочь ждали следующего занятия с нетерпением. Я как психолог додала того, чего у матери на тот момент просто не было: спокойствия, принятия, упорядоченности требований. За те полтора месяца, что длилась группа мама справилась с большей частью житейских проблем, душевные раны тоже немного «затянулись». Она внимательно выслушала мои рекомендации после тренинга и согласилась на индивидуальную работу по ситуации развода. Много букаффф сегодня. Подведем итог. «Один в поле- не воин», и встречи с психологом мало чем помогут ребенку, если взрослые рядом не изменятся. Но и специалист должен быть гибким, понимая, что если взрослые меняются очень медленно это не значит, что не изменятся вообще. Пы Сы. Коллеги, кто знает как тут размер шрифта менять? Я хотела плюсики сделать большими поменьше и маленьким но не нашла. Подскажите на будущее, пожалуйста.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|