Кошмар детской психологии: «Измените его, а меня не трогайте!».Алгоритм работы.

 

 

В общем виде ответ звучит так: «Один в поле не воин». Один психолог за несколько часов работы без помощи кого- то еще практически обречен на провал. Даже если симптом пройдет (перестанет дратся, заикатся, писатся и т д), через некоторое время вернется, или «прорвет в другом месте», потому что в рамках системы где находится  ребенок ничего не изменилось. Заметьте, я не говорю «родители», я намерено о «взрослых». Много лет работала психологом в детском саду. Там «изобрела» для себя и объяснения окружающим «теорию плюсов». Возьмем качество характера, и отметим +- его воспитывают, « - « - не воспитывают.

Вежливость: семья + в детском саду +  на занятии с психологом: +

Ум: семья -  в саду + у психолога +

Честность: семья -  в саду- у психолога +.

А теперь, уважаемые читатели, попробуйте предположить, сформируются ли данные качества у ребенка.  Естественно «вклад» семьи всегда самый значимый.  Все это - схемы из реальной истории мальчика 6 лет. Если за вежливость все - естественно ребенок научится просить вежливо. Если в саду заинтересованы развитии качества, а дома им по разным причинам пренебрегают, то? Из моей практики: качество все же развивается, но медленно, и проявляется только в социуме. Бывает, что одобряемое социальное поведение ведет к усилению напряжения и росту невротических реакций и психосоматики (в саду теперь учится, старается, но дома писаеться). Но все же, в работе с педагогами я говорила, что мы должны дать ребенку шанс на «второй плюс». Бывают родители, которым «не поможешь», но этот второй плюс означает, что у ребенка будет представление о другом, достойном поведении. Во- первых, если хоть в каких то - случаях малыш будет вести себя по- другому, и ему и воспитателю уже будет легче (дрался каждый час, теперь драка в день - тоже плохо, но реально ЛЕГЧЕ). А во - вторых у ребенка будет представление об альтернативных вариантах поведения. И я всегда тешу себя надеждой, что может в будущем, когда он вырастет, он поработает над собой и  выберет лучший вариант. (Ведь в каких- то семьях «норма» - это подлость, манипуляции, ложь). Без этого второго плюса малыш практически обречен, потому что ничего другого не знает, со вторым плюсом есть понимание, что можно по- другому, и это тоже работает.

Может ли  только третий плюс спасти положение. Мой ответ - нет. Слишком мало часов мы проводим вместе со своими подопечными, как в системе образования так и в частной практике. Два первых минуса явно перевесят.

Поэтому в системе образования я работала с тем, от кого пришел запрос: воспитателем или родителем. Если вторая сторона подключалась - хорошо, если не подключалась – работала с кем могла. Если родитель спихивал на воспитателя, а воспитатель на родителя (педагоги ведь тоже всякие бывают), шла к администрации и аргументировала, почему помочь не могу и обязанность и ребенка на работу брать не буду, а иногда «имитировала бурную деятельность».

А в частной практике? Обычно отказываю клиентам, если понимаю, что хотя бы один из взрослых рядом не готов изменится. (да, да, один из взрослых…были несколько случаев, когда водил к психологу папа, мама наотрез отказывалась, все же многое удалось изменить. Было два случая, когда ребенка водила тетка - сестра матери, обе семьи- алкоголики. В одном случае в процессе работы женщина приняла решение лишить сестру родительских прав, теперь живут вместе с племяшкой счастливо).  Обычно рисую систему плюсов и минусов, пропуская второй столбец. А еще говорю о том, что психолог без помощи семьи обречен на одну из двух ролей: «Суррогатной матери» или «помойного ведра»- куда ребенок будет снова и снова сливать свое напряжение. Когда я предлагаю, шутя, если не готовы поменять свою семью- отдать ребенка в какую- то другую на усыновление, где будет ему счастье- отказываются. А «помойным ведром» быть дорого, бесконечная терапия получается. В общем, как и многие коллеги, если семья принципиально не готова меняться - я за ребенка не берусь. Правда, хочется сделать ряд оговорок.

Во-первых, желание изменится, определяется не «на словах» а «на деле». Диагностично то, какими словами клиент описывает трудности и то как выполняет и выполняет ли домашнее задание.

Во- вторых, нужно различать ситуацию, когда клиент не хочет прилагать усилия и ситуацию, когда желание работать есть, но сопротивление очень велико. С людьми с жизненной позицией: «я- хороший, ты- плохой» работать очень тяжело, поэтому «королям мира»  и их «наследникам» я отказываю. Сопротивление вскрывается и обсуждается, после этого как правило у ребенка прогресс.

В- третьих, в трудных жизненных ситуациях клиентов соглашаюсь на роль «помойного ведра», но временно. Был случай, женщину бросил муж, буквально за неделю до встречи. Мать вынуждена снимать жилье, искать новую работу или подработку(денег нехватает). Дочь среагировала истериками по любому поводу, заиканием. Мне было заявлено примерно так: «Этого козла я прощать не собираюсь, не лезьте в мою жизнь, занимайтесь ребенком». Я понимала, ресурсов на работу у женщины нет, ни моральных ни физических. Может через какое- то время оттает и захочет работать, а может ведь всю оставшуюся жизнь прожить с убеждением «мужики- козлы». Взяла ребенка на сказкотерапевтическую группу. Подумала, что если готовности к изменениям и после не будет- расстанемся, а в группе есть возможность девочке помочь хоть острую фазу пережить.  Со второй встречи начала говорить чисто, вечерами после занятий истерики не устраивала встречи с пятой. И мать и дочь ждали следующего занятия с нетерпением. Я как психолог додала того, чего у матери на тот момент просто не было: спокойствия, принятия, упорядоченности требований. За те полтора месяца, что длилась группа мама справилась с большей частью житейских проблем, душевные раны тоже немного «затянулись». Она внимательно выслушала мои рекомендации после тренинга и согласилась на индивидуальную работу по ситуации развода.

Много букаффф сегодня. Подведем итог. «Один в поле- не воин», и встречи с психологом мало чем помогут ребенку, если взрослые рядом не изменятся. Но и специалист должен быть гибким, понимая, что если взрослые меняются очень медленно это не значит, что не изменятся вообще.

Пы Сы. Коллеги, кто знает как тут размер шрифта менять? Я хотела плюсики сделать большими поменьше и маленьким но не нашла. Подскажите на будущее, пожалуйста.

 



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Что будет если любовницу сделать второй женой?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Если муж изменился после рождения ребенка...
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Что будет, если поменять фамилию?
  • Как работать, если не работается. И если ты психолог.
  • Чёрствые и сухие люди. Если вы или мама - один из них. | Что знает Оливия?
  • Как я работала психологом в детском саду.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Адаптация ребенка в детском саду. Как помочь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь