Уход из дома как способ вернуть отца. Случай из практики.

Уход из дома как способ вернуть отца Случай из практики

Сегодня хочу поделиться  случаем из практики.  Ко мне обратилась мама с подростком  с жалобой на его  регулярные уходы из дома.

В настоящее время я довольно много работаю с подростками. И я очень рада, что работаю именно  с этой аудиторией.  Часто психологи неохотно берутся за работу с подростками, особенно в группах, так как это очень сложная и «ершистая»  аудитория, требующая вложения больших ресурсов для установления доверительного контакта с ней. Но если удается его установить и углубить, получаешь невероятное удовольствие от работы.

В этом случае контакт был установлен, но далеко не сразу. Итак, на приеме мама Валентина (все имена изменены), которая буквально за руку привела своего 15-летнего сына Ваню. Ваня вступать со мной в контакт отказывается. Это и понятно, мама привела его силой, практически не объяснив, куда и зачем они идут. Я для него очередной взрослый человек, который будет его учить, как следует жить и вести себя.

 Валентина поделилась своей проблемой. Она развелась полгода назад со своим мужем Николаем, который изменил ей и ушел жить к другой женщине. А у сына наступил трудный возраст, он уходит из дома, его приходится разыскивать. Похоже, связался с дурной компанией.

 Ваня, получив обвинения от мамы, что он усугубляет ее и  без того сложное эмоциональное состояние после развода, окончательно замкнулся, принял закрытую защитную позу и окончательно отстранился…

Очень часто ко мне на прием приходят родители с ребенком, чаще одна мама с ребенком с просьбой: «Вот Вам мой ребенок, сделайте что-нибудь с ним. Объясните Вы ему, что нельзя делать то-то и то-то (здесь описывается симптоматическое поведение ребенка). Может Вас он услышит. Раньше все было хорошо, а теперь он совершенно неуправляем».  Содержание такого послания может быть разным, но чаще всего имеет общее зерно: «проблемным» объявляется ребенок или подросток, а семья будто вынуждена справляться с этой проблемой. И если психолог соглашается с таким посланием и начинает работать только с подростком, не осознавая, что «симптом» является важной функцией семейной системы (т.е. симптом зачем-то нужен всей семье),  он заходит в тупик. Либо нету положительной динамики, либо симптом исчезает, но вскоре возвращается, либо симптом превращается в другой. Только с включением семьи в работу функцию симптома удается распознать и помочь семье перестроиться так, чтобы симптом стал не нужен.

Случай с Ваней прекрасно иллюстрирует данную идею. И так ситуация довольно тяжелая. Семья из полной превратилась в неполную и вынуждена адаптироваться. Каждый их членов семьи вызывает искреннее сочувствие. Необходимо было прояснять подробности: как давно, как часто и при каких обстоятельствах Ваня уходит из дома, что этому предшествует, и какую роль в семье теперь играет отец. Вскоре функция симптома становится ясной и отчетливой, вырисовывается «порочный круг, включающий в себя симптоматическое поведение (уходы из дома)», по которому ходят все члены семьи и не могут вырваться.

Картина выглядит так: Ваня не принимает ситуацию развода родителей и всеми силами воссоединяет семью. Как это происходит:

Шаг 1: Ваня уходит из дома.

Шаг 2: Валентина предпринимает все меры, чтобы найти сына, но не находит. И Ваня действительно исчезает так, чтобы мама не смогла его найти.

Шаг 3: Валентина звонит отцу Вани Николаю. Он полицейский и подключает все свое отделение, чтобы найти ребенка и находит его.

Шаг 4: Глубокой ночью Николай привозит сына в квартиру Валентины и остается на ночь, чтобы обсудить с ней все обстоятельства и утром поговорить с сыном.

Шаг 5: Утром родители, объединенные общей проблемой, серьезно разговаривают с сыном, наказывают, ругают.  Ваня видит их вместе, выступающих единым фронтом.

Шаг 6: Еще какое-то время Николай приходит вечером к Ване, потом просто звонит.

Шаг 7: Через какое-то время звонки случаются все реже, мама снова впадает в тягостное состояние одиночества и депрессии.

Шаг 8: Ваня снова уходит из дома.

История повторялась по приблизительно такому же сценарию снова и снова до того, как семья пришла на прием. Находясь внутри подобного «порочного круга», трудно понять, как его прервать, даже если частично осознаешь, что находишься в нем.

Когда Валентина и Ваня наглядно увидели, что происходит в их семье, наметились и пути выхода из ситуации. Ваня вступил в контакт и со мной и с мамой, когда понял, что он в семье играл важную миссию: возвращать маме папу, воссоединять семью. Он теперь не виновник всех бед, он любящий  свою семью сын, и таким способом выражающий любовь к ней.

Мне удалось выстроить плодотворную работу в нескольких направлениях: работа с Ваней на принятие развода родителей, работа с мамой на эмоциональное завершение развода, работа с родителями по выработке правил по взаимодействию отца с сыном. Семья перестроилась. Ваня успешно учится, взрослеет, получает опыт, симптом прекратил существование.

Данный случай можно назвать классическим в системной семейной терапии. Практически любое симптоматическое поведение у ребенка и подростка имеет какую-то важную функцию в семье. К сожалению, иногда сложная семейная ситуация может подталкивать ребенка или подростка к проявлению очень серьезных симптомов, таких как употребление наркотиков или суицидальное поведение. Здесь важно отметить, что дети и подростки проявляют симптом совершенно бессознательно и только из любви к своей семье и родителям. Они готовы получать суровое наказание за свой проступок, но при этом попытаться сохранить семью или получить внимание родителя.



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ваня+Коля+Петя=Саша. Анализ бывших "любовей" и его итог.
  • "Здравствуй, симптом!" Зачем нужен симптом, если он мешает жить?
  • Уход из дома, поведение подростка
  • Симптом ребенка в аспекте системной семейной терапии
  • Кукушки среди нас или Как жить семье, если мама ушла?..
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Если в семье шопоголик / Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 14
  • Случай из практики «Ребенок не хочет заниматься ни в садике, ни дома!»
  • Что делать, если муж ушел в запой? Как убрать привязку к прошлой семье? Хочу, чтобы муж давал деньги
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Ребёнок как симптом своей семьи....
  • Мама, не хочу на занятия, хочу поиграть дома в свои игрушки!
  • Панические атаки: как формируется симптом и что делать чтобы он прошел.
  • Реагируем на антисоциальное вызывающее поведение: Чувство безопасности внутри дома
  • Симптом и Семья
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Фундамент семейного дома или на каких трех китах стоит счастливая семья!
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Семья на грани развода: чем может помочь семейный психолог?
  • И снова про детей, которых избивают дома те, кто должен защищать
  • Что делать, если вы увидели порезы на теле своего сына или дочери подростка?
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Техника МАК - карт "Проблема ребенка как симптом семейной дисгармонии"
  • Мама снова выходит замуж: как подготовить ребенка?
  • Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 12 (Как возникает кризис в семье – алгоритм?)
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Мама может устать. Когда маме нужен отдых!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь