|
Инструкция по выживанию в новом коллективеАвтор статьи: Зеленцова Екатерина Леонидовна
Итак, поиски работы завершены, долгожданное рабочее место ждет. Теперь предстоит новый, порой не простой, но интересный, а самое главное, совместный путь нового сотрудника и организации, который начинается с периода адаптации. Этот процесс является двусторонним. С одной стороны, новый сотрудник привыкает к новой обстановке, новому коллективу и прочему, за этим стоят его сознательный выбор данной компании и ответственность за это решение. С другой стороны, организация также приспосабливается к своему новому звену, может, не в таких масштабах, как сотрудник, но все же, и за этим также стоят определенные обязательства, взятые при найме нового работника. Сейчас во многих компаниях практикуют специальные процедуры по введению работника в организацию – дают наставников и оказывают всяческую помощь в начале пути, что существенно облегчает адаптационный процесс, снижает стресс и повышает эффективность сотрудника. Но, к сожалению, не все работодатели уделяют внимание этому важному периоду, и хотя адаптация – взаимный процесс, чаще всего в реальности приспосабливаться приходится именно сотруднику. Даже если посчастливилось попасть в организацию, которая заботится о новичках, все же он должен рассчитывать только на себя, поэтому психологические знания о том, что поможет адаптироваться на новой работе, вполне могут пригодиться. Как стать «своим» Итак, есть основные направления адаптации на новом рабочем месте: Кроме того, в процессе адаптации выделяют несколько стадий, которые проходит новичок по всем вышеописанным направлениям. Это ориентация, приспособление, ассимиляция и идентификация. Первый этап – ориентация На этом этапе сотрудник активно знакомится с условиями труда, требованиями и обязанностями, оргмоментами и особенностями коллектива на новом рабочем месте. Чем больше новичок узнает о компании и ее особенностях, тем спокойнее ему будет работать. Ведь никто, кроме него, не знает, чего именно ему не хватает для более быстрого и эффективного вхождения в новую среду. Важно не бояться задавать вопросы и спрашивать даже мелочах, таких как, где можно налить чаю, где находится принтер, кто может помочь решить возникшую проблему и так далее. А вопросы, возникающие по ходу и содержанию работы, нужно задавать обязательно. Этим вы продемонстрируете свою высокую степень заинтересованности, желание поскорее разобраться во всем и приступить к успешной работе. Всегда лучше спросить и сделать правильно, чем постесняться задать вопрос и потом исправлять ошибку. В первые дни на нового сотрудника обрушивается целый поток информации, ее всю нужно постараться освоить и осмыслить. Это, кстати, является одним из стрессовых факторов, который сопровождает адаптационный процесс. Важно быть собранным, сохранять спокойствие, высокую концентрацию внимания, трезвое мышление, активизировать память и другие психические процессы. Ответы на вопросы лучше записывать, особенно, если чувствуете, что информации чересчур много и что-то может потеряться. Лучше один раз записать, чем сто раз потом переспрашивать, поскольку у каждого свои обязанности и с вопросами не стоит перебарщивать, чтобы не отвлекать коллег, вызывая тем самым напряжение и раздражение. Здесь вам пригодится такое замечательное и полезное качество, как наблюдательность. Используя его, можно взять себе на заметку, как остальные решают те или иные проблемы, наблюдая за коллегами и рабочим процессом в течение дня, можно увидеть все неписанные правила и неформальные отношения. Второй этап – приспособление Постепенное привыкание к новой работе и своему новому статусу, а также включение в межличностные отношения с коллегами. Здесь новичок может уже проверять на себе полученные в течение предыдущего этапа знания об организации. В отношениях с новым коллективом тоже есть некоторые особенности, которые следует учитывать. Для начала стоит усвоить принятый стиль общения и следовать ему, особенно в первое время. Как говорят, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, поэтому не стоит нарушать заведенные порядки и нормы, сравнивать новую работу с прошлой, переносить свой привычный стиль деятельности («Когда я работал на старой работе, то делал так! А вот мои прошлые коллеги…»). Первое впечатление не получится произвести второй раз, поэтому изначально нужно суметь себя показать как человека умного, опытного, порядочного, уравновешенного, доброжелательного, но не позволяющего собой манипулировать, уверенного в себе, но не самоуверенного, общительного и компанейского, но имеющего свои личные взгляды и позиции. Не стоит в первое время открыто и вызывающе демонстрировать свои амбиции и конкурировать с коллегами, это может вызвать у них напряжение и раздражение, что может значительно осложнить ваше вхождение в коллектив. Важно ощутить себя «командным игроком», продемонстрировать свою заинтересованность и готовность участвовать, пусть, даже и в неформальных мероприятиях. Желательно запомнить всех коллег по именам и не забывать улыбаться, обращаясь к ним. Не стоит сразу же в первые дни работы пытаться завести друзей. Лучше придерживаться доброжелательного нейтралитета и поменьше самому распространяться о личном. Не нужно считать себя обязанным угождать коллегам, развлекать их анекдотами или быть душой компании и стараться понравиться сразу всем. Позже удастся понять, кто из коллег ближе по духу и с кем вам будет интересно завести дружбу. Кроме того, нужно быть гото-вым к тому, что новый коллектив не будет принимать новичка с распростертыми объятиями, а даже наоборот, может проявить холодность, некоторую враждебность. Коллектив как некая целостная система также переживает стресс в связи с появлением нового элемента, который будет вливаться и постепенно вносить свои коррективы, а любая система, как известно, стремится к сохранению постоянства, поэтому все новое – это угроза постоянству, а от нового члена коллектива тоже не известно, чего ожидать. В последнее время даже появился особый термин для обозначения неприятия коллективом новичка – «моббинг». Описывая это явление, моббинг в офисе сравнивают с дедовщиной в армии. Поэтому, чтобы справляться с напряженными ситуациями, которые все-таки возникли, стоит обзавестись таким качеством как стрессоустойчивость, чтобы преодолевать конфликты, сохраняя спокойствие, уверенность в себе и чувство юмора. Не помешает и такое качество, как гибкость, чтобы как можно более плавно встроиться в систему отношений нового коллектива, быть готовым идти на компромиссы и договариваться, ведь сложно иметь дело с чересчур категоричными людьми. Ни для кого не секрет, что появление нового коллеги вызывает особый интерес к нему всего коллектива, в котором состоят очень разные люди, в том числе и те, кто любит разного рода провокации. Есть высокая вероятность, что они обязательно попытаются испробовать «на прочность» новичка, усугубив дискомфорт от новой обстановки. Важно быть готовым к этому и воспринимать это частью взаимного адаптационного процесса. Третий этап – ассимиляция Полное приспособление к рабочей среде. На этом этапе происходит полное усвоение групповых норм, касающихся трудовой деятельности, темпа работы, одежды и всего остального, понимание и усвоение роли, которую надлежит играть в организации, и ее успешная реализация. Происходит практически полное приспособление и в профессиональном направлении, когда новый сотрудник демонстрирует в работе способность выполнять все ключевые функции и задачи (в том числе и нестандартные) с требуемыми скоростью и качеством, а также показывает готовность выйти в случае необходимости за рамки своих обязанностей. Заключительный этап – идентификация Достигается в момент, когда личные цели работника начинают совпадать с целями всего коллектива, организации. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. При спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает в среднем после одного года работы. Если процесс регулировать (например, организовывать в компании специальные мероприятия по вхождению сотрудника в компанию, прикреплять наставника или другого помощника), то этот этап может наступить через несколько недель или месяцев. Сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала. К этому времени сотрудник должен ощущать себя достаточно комфортно. Прошел стресс, вызванный вступлением; известны формальные и неформальные ожидания; у сотрудника возникает ощущение своей принадлежности к организации – «мы вносим вклад в общее дело». В свою очередь, он получает, как и было согласовано при приеме на работу, регулярную зарплату. Соответственно, успешно адаптировавшийся сотрудник – это, по сути, работник, хорошо вписавшийся в пирамиду корпоративной культуры и усвоивший правильные модели поведения на всех трех ее уровнях: выполнение работы, деловое взаимодействие и межличностное общение. А показателем успешно произошедшей адаптации может выступать удовлетворенность работой у недавно пришедшего сотрудника и удовлетворенность организации этим сотрудником. В заключение хотелось бы сказать, что, каким бы трудным не виделся нам период адаптации, важно помнить: это всего лишь период, который обязательно пройдет, вы справитесь со всеми проблемами и сложностями новой обстановки и настанет момент, когда вы будете получать удовольствие от работы, которую так хотели заполучить, особенно, если не будете забывать думать и заботиться о себе, своем здоровье, настроении и благополучии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|