Глава 2. 1984: Кроник А., Головаха Е.: психологическое время личности и метод каузометрии

Автор статьи: 404

1984: Кроник А., Головаха Е.: психологическое время личности и метод каузометрии

С конца 1970-х годов Александр Кроник (совместно с Евгением Головахой) разрабатывает направление психологии времени, психологического возраста, жизненного пути личности, а также метод каузометрии (по аналогии с социометрией Я. Морено).

О психологическом возрасте А. Кроник пишет так: "Если психологически вы намного старше своего возраста, значит, необходимо больше внимания уделять жизненной перспективе, задуматься о новых планах, целях. Если намного моложе, это свидетельствует о чрезмерном оптимизме, поскольку спланированная вами перспектива рассчитана на больший диапазон времени, чем тот, которым вы располагаете в действительности. На вопрос, что же лучше: чувствовать себя моложе или старше своих лет,– правильным будет следующий ответ: значения психологического и хронологического возрастов не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать 3–4 лет). И если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте – моложе, то в зрелости важна гармония перспективы и опыта".

Каузометрический метод призван измерять "субъективные и причинные связи между событиями жизни и изображения этих связей в виде графов-каузограмм" [193], таким образом, операционализируется причинно-целевая концепция времени. В 1984 году опубликована книга Е. Головахи и А. Кроника "Психологическое время личности" [101]. В 1988 году А. Кроник и А. Пажитнов разработали программу "Биограф", прототип программы LifeLine [194], которая облегчает и автоматизирует процесс биографического интервью и построение каузограммы, однако авторы признают, что процесс "ручного" каузометрического интервью является более гибким методом, обеспечивающим хороший контакт терапевта и клиента. Анализируются периоды жизни, события и значимые даты, строятся связи между ними, обозначаются жизненные сферы, цели жизненного пути личности.

Каузометрическое интервью состоит из нескольких основных процедур: биографическая разминка, формирование списка значимых событий и их датировка, оценка эмоциональной привлекательности, значимости субъективной и объективной проведение причинного и целевого анализа межсобытийных отношений, и др.

Направление каузометрии все шире используется в исследовании жизненного пути и психологического времени личности.

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru




Просмотров: 1260
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Линия жизни" - метод расчёта времени необходимого на психотерапию.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Хроники школьного психолога "КПО как метод психологического тренинга"
  • "А если Я - Творец?!" (конфликт творческой личности в искусстве)
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Техника отпускания ушедших "Разделение жизненного Пути"
  • Метод "кнута" или "пряника"? Нужна ли негативная мотивация?
  • "Книга жизни" как метод психореабилитации ребенка
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Что делать с "негативом" (интервью журналу "Shape")
  • Психологический подход к развитию современной личности(об элективном курсе "Мой выбор")
  • "Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.
  • Стресс, как "машина времени" - "Здравствуй Детство!"
  • "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".
  • Терапия НЛП "Линия времени" и "SMART"
  • Чем отличается "коучинг" от "психологического консультирования"?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • КАРТЫ ОТНОШЕНИЙ "Между нами" (психологическое упражнение)
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Психопатия - шизоиды или "тайна личности Шелдона Купера"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Почему женщины так стремятся выйти замуж? Интервью психолога Алексея Геращенко Игорю Игореву на радио "Говорит Москва"
  • "Я бывают разными" или о множественности вашей личности...
  • Миф Самооценки, или Теория Личности "На Пальцах"
  • Границы личности: иллюзия, "игра ума" или объективная реальность?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь