Подростковый суицид. Как помочь ребенку пережить кризис?

Проблема суицида, а проще говоря – самоубийства пугает своей актуальностью в наше располагающее к стрессам и депрессиям время. Беда, которую трудно предотвратить - в большинстве случаев. Причины, побудившие человека расстаться с жизнью, остаются загадкой даже для родных и близких. Самое страшное, что все чаще на этот роковой шаг решаются молодые люди, у которых все еще впереди. В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась.

Ежегодно  каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.

Откуда берет начало эта печальная тенденция? Дети не осознают необратимость смерти, у них еще нет жизненного опыта, осведомленности о пределах границы между жизнью и смертью.

 Со стороны же взрослых людей выявляется непонимание причин и механизмов детского суицида. Анализ материалов уголовных дел показывает, что более половины всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в семье, чёрствости и безразличия окружающих. Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. Повышенная острота восприятия – черта, характерная для всех молодых людей, поэтому все то, что кажется «глупостью» взрослым, может иметь для подростков решающее значение.

Особенности подросткового суицида: 

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
  • суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

Для подростка характерен максимализм, эгоцентричность, неумение прогнозировать свою жизнь, а равнодушие взрослых создает ощущение безысходности, порождают чувство отчаяния, одиночества. Это делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для подростка, совершенно неожиданно для окружающих. Гибели ребенка, иногда можно было бы избежать даже с помощью банального «разговора по душам». Поэтому очень важно сохранять с ребенком добрые отношения, поддерживать эмоциональную связь. Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, которая возникает под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, то есть нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей. Факторы, определяющие вероятность суицидального поведения: - нарушение межличностных отношений, «дети-одиночки», различные виды зависимостей, девиантное или криминальное поведение, включающее физическое насилие, затяжное депрессивное состояние, сверхкритичность к себе, в том числе у одаренных детей,  недавно испытанные унижения или трагические утраты, хронические или смертельные болезни, несоответствие между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями. Подростковая беременность, социально-неблагополучная семья, уход из семьи или развод родителей, семья, в которых были случаи суицидов, а также, если друг подростка совершил суицид. Необходимо заметить, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Как же вести себя, если ребенок находиться в кризисном состоянии? Во-первых, родителям необходимо быть достаточно сдержанными при выражении своих эмоций по поводу даже самых неблагоприятных ситуаций для сына или дочери. Помогать детям высказывать свои чувства, взрослые должны выслушивать их (применять прием «активного слушания») без вынесения суждений или оценок, (то есть постараться принять чувства ребенка), но пояснить, что переживания и слезы из-за неприятностей — нормальное явление, они свойственны всем людям. Во-вторых, в зависимости от характера проблемной ситуации родителям необходимо внушать подростку, что происшедшее не его вина, а результат его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем. В-третьих, важнее всего всячески демонстрировать ребенку свою любовь, готовность прийти на помощь в разрешении проблемы, но одновременно давать возможность почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении, явно или косвенно. Самоубийства не возникают внезапно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся ситуации. Существует ряд признаков, по которым подросток с суицидальными намерениями выдает себя.

Словесные признаки: (открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой).  

  • косвенные намеки на совершение самоубийства (например "Больше не буду никому мешать", "Скоро от меня отдохнете" и т.п.);
  • нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему (одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что, люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершают его); сюда же можно отнести вовлечение подростка в субкультуры, культивирующие смерть (эмо, готы);
  • высказывания своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме (например, "… смерть – всего лишь одно из сторон жизни", чего бояться – мы и так значительную часть жизни тратим на сон");

Поведенческие признаки:

  • безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;
  • налаживание отношений с непримиримыми врагами;
  • отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;
  • пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;
  • отстранение от друзей и семьи;
  • частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
  • безразличие к окружающему миру.

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Суицидальными подростками, в целом, часто руководят двойственные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение. И здесь следует особенно опасаться мифа о том, что рассуждающие о самоубийстве никогда его не совершают. На самом деле многие подростки перед попыткой суицида раскрывают задуманное, прибегая к перечисленным выше выражениям типа "когда меня не станет...", которые должны насторожить педагогов и родителей. Чего ни в коем случае нельзя делать — это играть на самолюбии подростка, провоцируя его на самоубийство и думая, что он не способен совершить подобный поступок. Такие высказывания ни в коем случае нельзя игнорировать, ибо окончательные приготовления к самоубийству могут быть сделаны очень быстро и привести к трагедии. Как упоминалось, подтолкнуть ребенка к самоубийству способна практически любая стрессовая ситуация. Чтобы помочь ему выйти из нее, надо умерить критичное отношение подростка к себе, проявляющееся в высказываниях "я плохой", "все у меня плохо", "ко мне плохо относятся" и пр. Следует также установить заботливые взаимоотношения с подростком, чтобы постараться понять переживания ребенка и помочь ему самостоятельно разобраться в своих чувствах. Вопреки общепринятому мнению не нужно бояться помощи специалистов, ибо только во время психотерапевтической консультации возможно полное раскрытие испытываемых ребенком страданий и тревог. Суть любой поддержки человека, находящегося ситуации депрессии - вернуть ощущение «нужности» и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен. Покажите, что вы любите своего ребенка. Не за что - то, а просто так.



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любите подростка и учите говорить "нет"! (Подросток пришел с запахом алкоголя. Что делать?)
  • Анализ попыток суицида пожилого человека на примере романа Ф.Бакмана "Вторая жизнь Уве"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Портрет подростка группы "Суицид"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "Чувство взрослости" подростка: бороться или поддерживать?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: распознать, понять и обезвредить
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Анализ EI подростка и "Айсберг эмоций" .
  • "Нельзя" бывают разными, или запреты в жизни ребенка.
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Синдром одиночки". Что делать если у любимого страх близких отношений?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Родителям "трудного" подростка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь