Отцы и дети: как разрешить конфликт? (часть 1)

Конфликт отцов и детей - это самый сложный для разрешения конфликт, который содержит в себе противоречия ценностей, принципов, взглядов на жизнь настоящую и будущую в целом и на особенности поведения в конкретной ситуации в частности. По роду своей деятельности я  достаточно часто наблюдаю, когда на консультацию приходят родитель и подросток в открытой фазе конфликта, когда их взаимодействие и общение напоминают военное сражение, где каждый стоит по разные стороны фронта и готов задавить другого авторитетом, голосом, оскорблениями, различными манипуляторными ухищрениями... И, кажется, что сделать что-то в этой ситуации: наладить общение, чтобы родитель и подросток услышали друг друга, как-то примирить... - совершенно не возможно! Но... это не совсем так.  

 О том, как быть психологу, как разрешить конфликт, как показать, что нет правых и неправых, виновных и невиноватых - попробуем разобрать ниже. Но, прежде чем перейти к этому моменту, я хотела бы напомнить об особенностях подросткового возраста и рассказать об особенностях родителей подростков. И так...

Подростки

 За свой подростковый возраст подросток должен решить 4 задачи:

1. понять, кто он есть такой;

2. понять, кто такие другие;

3. определиться в плане гендерных отношений (гендерная идентичность);

4. обрести социальную независимость.

Несмотря на то, что сейчас границы подросткового возраста  раздвинуты (по биологическим параметрам (функционирование гормональной системы) это от 9 до 25 лет), пик, или подростковый кризис, приходится на два периода:

- кризис младшего подросткового возраста (11-13 лет);

- кризис старшего подросткового возраста (14-16 лет).

Чем данные пики характеризуются? Конечно наступлением половой зрелости, гормональными всплесками, периодами беспокойства, тревоги, раздражительностью, максимальной агрессивностью, апатией, депрессивными настроениями, диспропорциями как в физическом, так и в психологическом развитии. Очень часто подростки становятся заложниками неравномерности физического и психологического возраста, когда 14-тилетний подросток выглядит на 17-18 лет, а мир воспринимает как 12-тилетний ребенок. И он сам, и окружающие его взрослые попадают в такую своеобразную ловушку: когда взрослые требуют от ребенка согласно его физическому возрасту, а возможностей у подростка этим требованиям соответствовать нет.

Одновременно с этим у подростков снижается работоспособность, замедляется интеллектуальное развитие, снижается интерес к учебе вообще (хотя дети продолжают ходить в школу для того, чтобы просто общаться). Душу ребенка раздирают противоречивые чувства, которые заставляют подростка сегодня раскаиваться в содеянном, а завтра идти и делать то же самое.

Подросток довольно часто чувствует одиночество, отчаяние и упадок сил. Это происходит из-за того, что ему свойственно замыкаться в себе:  кажется, что  никто тебя не  понимает  - ни сверстники, ни одноклассники, ни тем более родители (часто так и бывает в отношении с родителями, но об это позже).  Подростку хочется быть ни с кем, кроме себя самого, но кто он? - он сам еще не знает! Поэтому ему сложно понимать окружающих, так как он сам себя  еще пока не понимает.

Отцы и дети как разрешить конфликт  часть 1

У мальчиков и девочек по-разному протекает подростковый кризис. Мальчики стремятся к обособленности и уединению. А девочки - к углублению взаимоотношений. Чувство одиночества девчонки переживают острее, чем мальчишки, и, как следствие, больше страдают от суровости, безразличия, от недостатка родительской любви и заботы.

Следующая особенность подросткового возраста - это низкая самооценка. Такой уровень самооценки связан с большим количеством изменений (физиологических, психологических, социальных) и потерей опоры, которые происходят одновременно. Из-за снижения самооценки подростки становятся очень ранимыми! Не принимая себя (не успев еще привыкнуть к себе новому), они автоматически ожидают нападок со стороны окружающих и всегда готовы эти нападки отбивать. Поэтому еще одной особенностью подросткового возраста являются вспышки гнева и агрессии, как следствие готовности отражать атаки окружающих. 

У юношей и девушек агрессия также проявляется по-разному. Юношам важно постоять за себя, поэтому они проявляют физическую агрессию по отношению к сверстнику, а по отношению ко взрослому - вербальную агрессию (кричат, настаивают на своем, повышая голос, обзываются) или физическую, которую вымещают на предметах (что-то сломал или разбил в порыве гнева, хлопнул дверью). Девушки демонстрируют чаще вербальную агрессию в виде оскорблений и оговорок, а по отношению к сверстницам иногда и физическую. Достаточно часто в арсенале девчонок проявляется  пассивная агрессия или агрессия в виде различных манипуляций. Все это происходит в ответ на запреты и любое ограничение со стороны взрослых.

Наконец еще одной яркой особенностью подростков является сенсорная жажда, то есть жажда новых более сильных ощущений. Поэтому они увлекаются различными экстремальными хобби: паркур, занятия на БМХ, лазанье по крышам и  различным высоким строениям, парашютный спорт и тому подобное. Девушки одевают вызывающую одежду и наносят яркий макияж с целью привлечения внимания противоположного пола. Эта жажда проявляется на физиологическом уровне: желание что-то увидеть, услышать, ощутить, попробовать новое, почувствовать - все это происходит в результате гормональной перестройки, когда притупляется чувство страха и усиливается интерес.

Что со своей стороны видят родители?

Еще вчера ребенок был примерным и послушным малышом, всегда улыбался, обнимал маму и бабушку, беспрекословно слушался папу, убирал вещи на место, вовремя ложился спать. Всегда отчитывался родителям о том, что происходит в его жизни, какие получил отметки в школе, что делал друг Вася или подружка Наташа. Всегда делал, слушал, одевал, желал то, что ему говорили старшие... А что сейчас? Огрызается, ворчит, хамит, кричит, хлопает дверью, настаивает на своем, совершенно не слышит и не слушается родителей, запрещает заходить в его комнату или брать без разрешения его вещи, перестал учиться или скатился на двойки или тройки. При разговоре о школе - взрывается. Да еще и связался с компанией, в которой курят и пьют; совершенно не следит за собой в плане гигиены или одежды. Девчонки хотят покрасить волосы в очень необычный цвет, сделать пирсинг, ходить в короткой юбке и капроновых колготках зимой. И те и другие увлекаются опасными вещами, устраивают бардак в комнате. А эмоциональное состояние ребенка вызывает сильную тревогу: минуту назад смеялся взахлеб, а сейчас рыдает в голос, или ни с того ни с сего начинает орать на совершенно безобидный (как кажется родителям) комментарий взрослого или обычное с их стороны требование. 

Конечно, такое поведение подростка очень сильно настораживает родителей, вызывает у них негодование, возмущение,  растерянность, беспомощность, тревогу и страх за будущее ребенка, учитывая, что все эти изменения в восприятии родителей происходят за очень короткий срок. И первое, что хочется сделать в этой ситуации - это вернуть все назад! Собственно, что родители и делают... Они пытаются еще больше контролировать своего ребенка, еще строже его наказывать, отбирая все и сразу (планшет, телефон, компьютер, общение с друзьями, прогулки вечером и т.д.); еще больше запрещать, еще сильнее настаивать на своей правоте, применяя порой физические наказания или оскорбления. Но все эти действия в отношении подростков совершенно не работают, и родители, достаточно быстро теряя силы, еще больше становятся  раздражительными, взрываются от малейшего неповиновения, унижают подростка (или пытаются бить его), отдаляются от ребенка, либо (те из родителей, кто эмоционально поустойчивее) продолжают морально давить.

От чего родители так поступают?.. На это есть несколько причин, но... об этом мы поговорим в следующей  части статьи.  Не пропустите! С уважением, Соснина Мария, детский и семейный психолог.



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Еще раз об особенностях подросткового возраста и подходах в воспитании.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • То, о чем все молчат, или пытаются сделать вид, что ничего не происходит
  • На пальцах. Или – еще раз о том, Как Это Работает.
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Кризис среднего возраста. Что делать или как помочь.
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Жалеть или не жалеть - вот в чем вопрос! Или как самому себе нанести еще больше вреда и причинить боль
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Общение с еще нерожденным малышом – как правильно это делать
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Пятнадцать косвенных признаков того, что помимо вас у вашего партнера есть кто-то еще
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Любовь - это, конечно, многое, но еще не все
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как полюбить себя, если пока еще не за что?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Чем заняться одному… или почему одиночество это не только плохо, но еще и хорошо.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь