|
Предмет, задачи, методологические основы патопсихологииАвтор статьи: Трушина Екатерина Вячеславовна
Патопсихологией называется отрасль психологии, которая изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга в сопоставлении с нормой, связанных с психическими, соматическими или экстремальными нагрузками на психику. [5, 9] Таким образом, патопсихология является психологической дисциплиной и исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Следовательно, объект патопсихологии – патологические состояния мозга, а предмет – изменение психической деятельности при патологических состояниях мозга в сопоставлении с нормой. Таким образом, в компетенции патопсихолога находится исследование нарушений мышления, личности, умственной трудоспособности, выявление сохранных психических функций для построения плана коррекционно-восстановительной работы. Как самостоятельная отрасль психологической науки патопсихология начала своё формирование в начале XX века. У её истоков стоял швейцарский психиатр Г. Штерринг, а в России – В. М. Бехтерев. Значительную роль в развитии патопсихологии сыграли идеи Л С. Выготского. Среди учёных, внёсших определённый вклад в развитие патопсихологии, стоит вспомнить и А. Р. Лурия, В. П. Зинченко, И. Ю. Левченко, Б.В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн. В настоящее время в нашей стране в ряде центров (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, лаборатория Центрального института психиатрии Минздравсоцразвития России, психологическая лаборатория Центрального НИИ трудоспособности и организации труда инвалидов Минздравсоцразвития России, психологические факультеты Московского и Санкт-Петербургского университетов) ведётся важная научно-практическая деятельность патопсихологов. Это связано с тем, что трудно переоценить значение патопсихологии: параллельно с научно-исследовательской работой проводится огромная работа по разработке и апробации методов исследования. Помимо исследований в судебно-психиатрической, трудовой практике, идёт работа над методиками ранней диагностики умственной отсталости, выявления прогностически важных признаков обучаемости детей. Место патопсихологии в системе наук Прежде всего патопсихология относится к прикладным наукам, т.к. её исследования и открытия имеют прямую ориентацию на практику. Методы патопсихологии используются в специальной психологии при оценке обучаемости ребёнка в случае подозрения у него умственной отсталости. Клинической психологии и психопатологии патопсихология помогает получить дополнительные данные о психическом состоянии больного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности в целом. Благодаря методам патопсихологии удаётся выявить многие признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь. Связана патопсихология и с юридической психологией и психологией труда: её методики используются при проведении экспериментально- психологического исследования с целью психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, судебной). В психотерапии и психиатрии необходимо исследование изменений психической деятельности под воздействием проводимого лечения. Для установления динамики этих изменений или её отсутствия проводится многократное исследование больного однотипным набором патопсихологических методик. Изучая психологию лиц с психическими нарушениями, патопсихология помогает общей психологии лучше понять психологию нормальных людей. Кроме прикладной (практической) патопсихологии выделяют и академическую (теоретическую) патопсихологию, целью которой является оказание помощи в понимании процессов, происходящих при патологических состояниях мозга. Она изучает общие закономерности изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга в сравнении с нормой. В тоже самое время выделяют дошкольную патопсихологию, патопсихологию младших школьников, подростков, юношескую патопсихологию, патопсихологию взрослых, людей пожилого возраста. Основные термины и понятия патопсихологии Патопсихология является самостоятельной дисциплиной. Имея свои объект и предмет изучения, она решает определённые проблемы и задачи. При этом патопсихология использует собственные методы и, соответственно, свою терминологию, знание и понимание которой необходимо психологам. Одними из основных понятий в данном случае являются «симптом», «синдром». Симптом – это фиксированное по форме описание признака, соотнесённого с определённой патологией. Это – терминологическое обозначение патологического признака. Но симптомом является не каждый признак, а лишь тот, который имеет причинно-следственные связи с патологией. [10, 15] Выделяют продуктивные (позитивные) и негативные психопатологические симптомы. Продуктивные симптомы обозначают привнесение в психику чего-то нового в результате болезненного процесса (бред, галлюцинации, кататонические расстройства). Негативные же симптомы включают признаки обратимого или стойкого дефекта, изъяна, ущерба вследствие того или иного болезненного психического процесса (абулия, амнезия, апатия и т.п.). В клинической картине болезни позитивные и негативные симптомы проявляются в единстве, сочетании и, как правило, имеют обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены позитивные симптомы, тем меньше, беднее и фрагментарнее – негативные. Совокупность всех выявленных в процессе обследования конкретного больного симптомов образует симптомокомплекс. Синдром – это закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определёнными нозологическими формами. [10, 16] Синдромы так же делятся на продуктивные и негативные. Симптомы и синдромы являются тем материалом, из которого складывается клиническая картина болезни. Понятие «болезнь» используют для характеристики состояний, которые не выглядят как нормальные и поэтому нуждаются в специальном объяснении, т.е. болезнью называют состояние организма при нарушении нормальной жизнедеятельности, работоспособности. Между нормальным состоянием человека и болезнью существуют промежуточные состояния, могущие включать в себя те или иные патологические нарушения. Эти предболезненные состояния правильнее квалифицировать не как промежуточные между нормой и патологией или между здоровьем и болезнью, а как переходные от нормы к болезни. Тем самым они сохраняют статус здоровья, несмотря на то, что не относятся к норме. [9, 71] Таким образом, предболезнь – лишь вероятность возникновения болезни. Поэтому отождествлять её с заболеванием, которому она предшествует, недопустимо. Но поскольку болезнь неизбежно начинается с предболезни, последняя является наипервейшей, наиболее ранней стадией заболевания. Предболезнь может служить свидетелем сохранности защитных сил организма, направленных на то, чтобы не допустить развития заболевания. С другой стороны, состояние предболезни указывает на действие условий и механизмов, уже формирующих заболевание. [9, 74] Чаще всего болезнь проявляет себя в виде определённых изменений в теле человека, в его поведении, в высказываниях, т.е. в виде определённых симптомов. В то же время заболевание имеет и внутренние, психологические проявления как комплекс ощущений, переживаний больного человека, его отношение к факту болезни, к самому себе как к больному. Для обозначения этой стороны заболевания используют термин «внутренняя картина болезни». Впервые это понятие ввёл А.Р.Лурия. В структуре внутренней картины болезни выделяют следующие компоненты:
Существует множество факторов, влияющих на внутреннюю картину болезни. Среди них можно выделить следующие: характер болезни, её острота и темп развития, обстоятельства, в которых протекает заболевание, представления о болезни, имеющиеся у больного, особенности лечения, его эффективность, отношение к болезни родственников больного, особенности личности больного человека до болезни, его возраст, пол, профессия, занимаемое в обществе положение и т.д. Таким образом, внутренняя картина болезни представляет тот пласт самопознания человека, в котором отражается образ себя в ситуации заболевания. Распад психической деятельности при психических заболеваниях При психических заболеваниях происходит и распад психической деятельности, т.е. наблюдается изменение протекания психических процессов. Но ещё Л.С.Выготский высказал идею о том, что «распад психики не есть негатив её развития, но всегда некое новое качество её развития». Т.е. при психических заболеваниях в психической деятельности больного можно наблюдать некое внешнее сходство с психикой ребёнка. Например, отмечается нецеленаправленность деятельности, неопосредованность поведения, отвлекаемость, схожие ошибки при выполнении заданий. Однако при более пристальном анализе внутреннего содержания психической деятельности можно отметить следующие различия:
Патопсихологическое исследование Основная форма деятельности патопсихолога – экспериментально-психологическое изучение больных. Патопсихологическое исследование состоит из следующих компонентов: анализа истории болезни, беседы с больным, наблюдения, обследования пациента с помощью различных психологических методик, сопоставления экспериментальных данных с анамнестическими сведениями, интерпретации результатов. Патопсихологическое исследование проводят с учётом основных принципов, среди которых выделяют:
Психологические методики условно можно разделить на нестандартизированные и стандартизированные. Для патопсихолога основными методами исследования являются нестандартизированные – экспериментально-психологические методики. Они направлены на выявление определённых видов нарушений психических процессов и подбираются индивидуально для каждого больного в зависимости от задач, стоящих перед психологом. Стандартизированные методики при патопсихологическом обследовании используются в качестве дополнительных. Рассмотрим более подробно основные методы патопсихологического исследования. Один из основных методов патопсихологии – наблюдение. Чтобы наблюдение было научным методом, должны быть соблюдены следующие требования: планомерность, систематичность, целенаправленность, точность, должна быть не только полнота описания изучаемого явления, но и его объяснение. Одной из форм наблюдения является самонаблюдение – интроспекция. При интроспекции необходимо учитывать, что люди с аномалиями в силу особенностей их дефекта менее склонны к объективному самонаблюдения, чем здоровые. Основным методом патопсихологических исследований является эксперимент. В его рамках происходит изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, способствующих максимальному проявлению имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент проводится с использованием конкретных приёмов изучения психических функций – экспериментально-психологических методик. Патопсихологический эксперимент должен соответствовать следующим требованиям:
К основным методам патопсихологического исследования относят и беседу (интервью). Беседа – это метод сбора информации о психических явления в процессе личностного общения. Интервью – разновидность беседы, отличающаяся чёткой целью и планом. В работе с аномальными лицами использование беседы требует необходимости установления доверительных отношений между психологом и клиентом. Обычно беседа состоит из двух частей. Первая часть подразумевает общение вне эксперимента, т.е. до и после экспериментальной работы. Вторая часть – общение во время эксперимента. В данном случае психолог обычно оказывает помощь в выполнении заданий. Существуют разнообразные виды такой помощи:
Опросники – анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом. Примером могут служить биографические опросники, опросники интересов, опросники установок. Но метод анкетирования не рекомендуется использовать в работе с аномальными детьми моложе младшего школьного возраста. Да и более старшем возрасте применение анкетирования вызывает проблемы, связанные с чтением и письмом. Патопсихолог может использовать в своей работе и метод тестирования. Стандартные тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов. Они предъявляются в определённой последовательности. Время выполнения и оценка результатов регламентированы. При использовании тестов надо помнить об основных требованиях, предъявляемым ко всем тестам: надёжности (независимости результатов тестирования от действия всевозможных случайных факторов) и валидности (соответствии теста измеряемому психическому свойству или процессу). В практике наиболее распространены Тест Векслера, «Прогрессивные матрицы Равена», Тест структуры интеллекта Амтхауэра. К методу тестирования относятся и личностные опросники, которые предназначены для измерения личностных особенностей. Материалом для них являются вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Выделяют несколько групп опросников: опросники типологические; опросники, выявляющие черты личности; опросники патохарактерологического плана и др. Наиболее известны Опросники Г.Ю. Айзенка, Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), 16- факторный личностный опросник Р.Кеттелла, Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). В основу построения проективных методик положено представление о том, что в творчестве человека, его высказываниях, предпочтениях, интерпретации событий проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность. Применение данных методик подразумевает создание ситуации неопределённости. Инструкция даётся либо в общих словах, либо только в начальном моменте обследования. Предъявляемый для обследования стимульный материал может толковаться разными способами – важно отношение, которое он вызывает, субъективный смысл, ассоциации, возникающие при предъявлении этого материала. В практике наиболее широко используются Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, Тест тематической апперцепции (ТАТ), Тест Роршаха, Тест цветовых предпочтений Люшера. При патопсихологическом обследовании детей и подростков широкое распространение получили рисуночные тесты: «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Библиография
Впервые статья опубликована http://trushina-ekaterina.blogspot.ru/p/blog-page_902.html Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|