Предмет, задачи, методологические основы патопсихологии

Патопсихологией называется отрасль психологии, которая изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга в сопоставлении с нормой, связанных с психическими, соматическими или экстремальными нагрузками на психику. [5, 9] Таким образом, патопсихология является психологической дисциплиной и исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Следовательно, объект патопсихологии – патологические состояния мозга, а предмет – изменение психической деятельности при патологических состояниях мозга в сопоставлении с нормой.

Таким образом, в компетенции патопсихолога находится исследование нарушений мышления, личности, умственной трудоспособности, выявление сохранных психических функций для построения плана коррекционно-восстановительной работы.

Как самостоятельная отрасль психологической науки патопсихология начала своё формирование в начале XX века. У её истоков стоял швейцарский психиатр Г. Штерринг, а в России – В. М. Бехтерев. Значительную роль в развитии патопсихологии сыграли идеи Л С. Выготского. Среди учёных, внёсших определённый вклад в развитие патопсихологии, стоит вспомнить и А. Р. Лурия, В. П. Зинченко, И. Ю. Левченко, Б.В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн.

В настоящее время в нашей стране в ряде центров (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, лаборатория Центрального института психиатрии Минздравсоцразвития России, психологическая лаборатория Центрального НИИ трудоспособности и организации труда инвалидов Минздравсоцразвития России, психологические факультеты Московского и Санкт-Петербургского университетов) ведётся важная научно-практическая деятельность патопсихологов. Это связано с тем, что трудно переоценить значение патопсихологии: параллельно с научно-исследовательской работой проводится огромная работа по разработке и апробации методов исследования. Помимо исследований в судебно-психиатрической, трудовой практике, идёт работа над методиками ранней диагностики умственной отсталости, выявления прогностически важных признаков обучаемости детей.

Место патопсихологии в системе наук

Прежде всего патопсихология относится к прикладным наукам, т.к. её исследования и открытия имеют прямую ориентацию на практику.

Методы патопсихологии используются в специальной психологии при оценке обучаемости ребёнка в случае подозрения у него умственной отсталости.

Клинической психологии и психопатологии патопсихология помогает получить дополнительные данные о психическом состоянии больного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности в целом. Благодаря методам патопсихологии удаётся выявить многие признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь.

Связана патопсихология и с юридической психологией и психологией труда: её методики используются при проведении экспериментально- психологического исследования с целью психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, судебной).

В психотерапии и психиатрии необходимо исследование изменений психической деятельности под воздействием проводимого лечения. Для установления динамики этих изменений или её отсутствия проводится многократное исследование больного однотипным набором патопсихологических методик.

Изучая психологию лиц с психическими нарушениями, патопсихология помогает общей психологии лучше понять психологию нормальных людей.

Кроме прикладной (практической) патопсихологии выделяют и академическую (теоретическую) патопсихологию, целью которой является оказание помощи в понимании процессов, происходящих при патологических состояниях мозга. Она изучает общие закономерности изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга в сравнении с нормой.

В тоже самое время выделяют дошкольную патопсихологию, патопсихологию младших школьников, подростков, юношескую патопсихологию, патопсихологию взрослых, людей пожилого возраста.

Основные термины и понятия патопсихологии

Патопсихология является самостоятельной дисциплиной. Имея свои объект и предмет изучения, она решает определённые проблемы и задачи. При этом патопсихология использует собственные методы и, соответственно, свою терминологию, знание и понимание которой необходимо психологам. Одними из основных понятий в данном случае являются «симптом», «синдром».

Симптом – это фиксированное по форме описание признака, соотнесённого с определённой патологией. Это – терминологическое обозначение патологического признака. Но симптомом является не каждый признак, а лишь тот, который имеет причинно-следственные связи с патологией. [10, 15]

Выделяют продуктивные (позитивные) и негативные психопатологические симптомы. Продуктивные симптомы обозначают привнесение в психику чего-то нового в результате болезненного процесса (бред, галлюцинации, кататонические расстройства).

Негативные же симптомы включают признаки обратимого или стойкого дефекта, изъяна, ущерба вследствие того или иного болезненного психического процесса (абулия, амнезия, апатия и т.п.).

В клинической картине болезни позитивные и негативные симптомы проявляются в единстве, сочетании и, как правило, имеют обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены позитивные симптомы, тем меньше, беднее и фрагментарнее – негативные.

Совокупность всех выявленных в процессе обследования конкретного больного симптомов образует симптомокомплекс.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определёнными нозологическими формами. [10, 16] Синдромы так же делятся на продуктивные и негативные.

Симптомы и синдромы являются тем материалом, из которого складывается клиническая картина болезни.

Понятие «болезнь» используют для характеристики состояний, которые не выглядят как нормальные и поэтому нуждаются в специальном объяснении, т.е. болезнью называют состояние организма при нарушении нормальной жизнедеятельности, работоспособности.

Между нормальным состоянием человека и болезнью существуют промежуточные состояния, могущие включать в себя те или иные патологические нарушения. Эти предболезненные состояния правильнее квалифицировать не как промежуточные между нормой и патологией или между здоровьем и болезнью, а как переходные от нормы к болезни. Тем самым они сохраняют статус здоровья, несмотря на то, что не относятся к норме. [9, 71]

Таким образом, предболезнь – лишь вероятность возникновения болезни. Поэтому отождествлять её с заболеванием, которому она предшествует, недопустимо. Но поскольку болезнь неизбежно начинается с предболезни, последняя является наипервейшей, наиболее ранней стадией заболевания. Предболезнь может служить свидетелем сохранности защитных сил организма, направленных на то, чтобы не допустить развития заболевания. С другой стороны, состояние предболезни указывает на действие условий и механизмов, уже формирующих заболевание. [9, 74]

Чаще всего болезнь проявляет себя в виде определённых изменений в теле человека, в его поведении, в высказываниях, т.е. в виде определённых симптомов. В то же время заболевание имеет и внутренние, психологические проявления как комплекс ощущений, переживаний больного человека, его отношение к факту болезни, к самому себе как к больному. Для обозначения этой стороны заболевания используют термин «внутренняя картина болезни». Впервые это понятие ввёл А.Р.Лурия.

В структуре внутренней картины болезни выделяют следующие компоненты:

  • чувственный – ощущения, вызванные заболеванием;
  • эмоциональный – эмоциональная реакция на отдельные симптомы, на болезнь в целом; эмоциональные состояния, связанные с заболеванием;
  • информативный, или интеллектуальный – знания и представления о заболевании, его симптомах, способах лечения, исходах;
  • регулирующий, или поведенческий – действия больного, напрвленные на излечение.

Существует множество факторов, влияющих на внутреннюю картину болезни. Среди них можно выделить следующие: характер болезни, её острота и темп развития, обстоятельства, в которых протекает заболевание, представления о болезни, имеющиеся у больного, особенности лечения, его эффективность, отношение к болезни родственников больного, особенности личности больного человека до болезни, его возраст, пол, профессия, занимаемое в обществе положение и т.д.

Таким образом, внутренняя картина болезни представляет тот пласт самопознания человека, в котором отражается образ себя в ситуации заболевания.

Распад психической деятельности при психических заболеваниях

При психических заболеваниях происходит и распад психической деятельности, т.е. наблюдается изменение протекания психических процессов. Но ещё Л.С.Выготский высказал идею о том, что «распад психики не есть негатив её развития, но всегда некое новое качество её развития». Т.е. при психических заболеваниях в психической деятельности больного можно наблюдать некое внешнее сходство с психикой ребёнка. Например, отмечается нецеленаправленность деятельности, неопосредованность поведения, отвлекаемость, схожие ошибки при выполнении заданий.

Однако при более пристальном анализе внутреннего содержания психической деятельности можно отметить следующие различия:

  • разный потенциал развития, а именно – зона ближайшего развития. Произвольность внимания, памяти у дошкольника ещё не сформированы. При выполнении задания ребёнок отвлекается, но его деятельность можно организовать, включив ребёнка в соответствующую его возрасту игровую деятельность. Отвлекаемость присуща и больным с лобным синдромом. Но компенсировать «лобное поведение» возможно только фармакотерапией.
  • различие структуры психической деятельности. При психических заболеваниях у больных даже на фоне интеллектуального дефекта можно обнаружить сохранные звенья. У взрослого больного вследствие накопившегося предшествующего болезни опыта могут быть долго сохранны островки прежней психической деятельности, хорошо сформированной в прошлом. У ребёнка подобного опыта ещё нет.
  • неравномерность снижения психической деятельности у взрослых больных может выражаться в чрезмерности выраженности отдельных сторон психической жизни. Ребёнку подобная компенсаторность не свойственна.

Патопсихологическое исследование

Основная форма деятельности патопсихолога – экспериментально-психологическое изучение больных. Патопсихологическое исследование состоит из следующих компонентов: анализа истории болезни, беседы с больным, наблюдения, обследования пациента с помощью различных психологических методик, сопоставления экспериментальных данных с анамнестическими сведениями, интерпретации результатов.

Патопсихологическое исследование проводят с учётом основных принципов, среди которых выделяют:

  • системный качественный анализ нарушений психической деятельности. Он включает в себя оценку восприятия клиентом инструкции, организации деятельности больного (как быстро человек усваивает задания), анализ допущенных ошибок (какие, когда, где), реакцию больного на оценки экспериментатора (интересуется ли результатами исследования);
  • апелляцию к личности больного, актуализацию его личностных отношений (учёт отношения клиента к ситуации обследования, реакции на собственные ошибки, замечания со стороны психолога, на ситуацию успеха и неуспеха, на результат обследования);
  • выявление не только нарушенных, но и оставшихся сохранными функций для опоры на них в психокоррекционной работе;
  • обязательное применение нескольких методик, направленных на исследование одной сферы, даже при однократном исследовании больного;
  • желательность повторных исследований.

Психологические методики условно можно разделить на нестандартизированные и стандартизированные. Для патопсихолога основными методами исследования являются нестандартизированные – экспериментально-психологические методики. Они направлены на выявление определённых видов нарушений психических процессов и подбираются индивидуально для каждого больного в зависимости от задач, стоящих перед психологом. Стандартизированные методики при патопсихологическом обследовании используются в качестве дополнительных. Рассмотрим более подробно основные методы патопсихологического исследования.

Один из основных методов патопсихологии – наблюдение. Чтобы наблюдение было научным методом, должны быть соблюдены следующие требования: планомерность, систематичность, целенаправленность, точность, должна быть не только полнота описания изучаемого явления, но и его объяснение. Одной из форм наблюдения является самонаблюдение – интроспекция. При интроспекции необходимо учитывать, что люди с аномалиями в силу особенностей их дефекта менее склонны к объективному самонаблюдения, чем здоровые.

Основным методом патопсихологических исследований является эксперимент. В его рамках происходит изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, способствующих максимальному проявлению имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент проводится с использованием конкретных приёмов изучения психических функций – экспериментально-психологических методик. Патопсихологический эксперимент должен соответствовать следующим требованиям:

  • эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую человеком в труде, учёбе, общении;
  • в экспериментальных приёмах необходимо обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности;
  • при построении эксперимента необходимо учитывать возможность поиска решений самим клиентом и позволять психологу вмешиваться в его деятельность для выяснения способности принять помощь и воспользоваться ею;
  • экспериментально-психологические приёмы должны способствовать раскрытию качественной характеристики психических нарушений;
  • необходима точная и объективная фиксация результатов экспериментально-психологического исследования.

К основным методам патопсихологического исследования относят и беседу (интервью). Беседа – это метод сбора информации о психических явления в процессе личностного общения. Интервью – разновидность беседы, отличающаяся чёткой целью и планом. В работе с аномальными лицами использование беседы требует необходимости установления доверительных отношений между психологом и клиентом. Обычно беседа состоит из двух частей. Первая часть подразумевает общение вне эксперимента, т.е. до и после экспериментальной работы. Вторая часть – общение во время эксперимента. В данном случае психолог обычно оказывает помощь в выполнении заданий. Существуют разнообразные виды такой помощи:

  • обучение тому, как следует выполнять задание;
  • демонстрация действия с последующей просьбой самостоятельного повтора клиентом;
  • подсказка или совет воспользоваться конкретным способом выполнения задания;
  • просьбы к испытуемому объяснить своё действие;
  • наводящие вопросы;
  • одобрение или стимуляция дальнейших действий;
  • просьба к испытуемому повторить то или иное слово, фразу.

Опросники – анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом. Примером могут служить биографические опросники, опросники интересов, опросники установок. Но метод анкетирования не рекомендуется использовать в работе с аномальными детьми моложе младшего школьного возраста. Да и более старшем возрасте применение анкетирования вызывает проблемы, связанные с чтением и письмом.

Патопсихолог может использовать в своей работе и метод тестирования. Стандартные тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов. Они предъявляются в определённой последовательности. Время выполнения и оценка результатов регламентированы. При использовании тестов надо помнить об основных требованиях, предъявляемым ко всем тестам: надёжности (независимости результатов тестирования от действия всевозможных случайных факторов) и валидности (соответствии теста измеряемому психическому свойству или процессу). В практике наиболее распространены Тест Векслера, «Прогрессивные матрицы Равена», Тест структуры интеллекта Амтхауэра. К методу тестирования относятся и личностные опросники, которые предназначены для измерения личностных особенностей. Материалом для них являются вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Выделяют несколько групп опросников: опросники типологические; опросники, выявляющие черты личности; опросники патохарактерологического плана и др. Наиболее известны Опросники Г.Ю. Айзенка, Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), 16- факторный личностный опросник Р.Кеттелла, Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО).

В основу построения проективных методик положено представление о том, что в творчестве человека, его высказываниях, предпочтениях, интерпретации событий проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность. Применение данных методик подразумевает создание ситуации неопределённости. Инструкция даётся либо в общих словах, либо только в начальном моменте обследования. Предъявляемый для обследования стимульный материал может толковаться разными способами – важно отношение, которое он вызывает, субъективный смысл, ассоциации, возникающие при предъявлении этого материала. В практике наиболее широко используются Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, Тест тематической апперцепции (ТАТ), Тест Роршаха, Тест цветовых предпочтений Люшера. При патопсихологическом обследовании детей и подростков широкое распространение получили рисуночные тесты: «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».

Библиография

  1. Бизюк, А. П. Патопсихология: Краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учеб. пособие / А. П. Бизюк; под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010. – 416 с.
  2. Зейгарник, Б. В. Психология личности: Норма и патология: Избранные психологические труды / Б. В. Зейгарник. – М.: Изд-во Моск.о психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 416 с.
  3. Зейгарник, Б. В. Патопсихология: учеб. пособие для студ. вузов / Б. В. Зейгарник. – М.: Академия, 1999. – 230 с.
  4. Левченко, И. Ю. Патопсихология: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 232 с.
  5. Патопсихология : / Е.А. Орлова, Р.В. Козьяков, Н.С. Козьякова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 235 с.
  6. Патопсихология: Психоаналитический подход: Теория и клиника: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Ж. Бержере; пер. с фр. и науч. ред. А. Ш. Хостова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 397 с.
  7. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практ. руководство / С. Я. Рубинштейн. – М.: Апрель-Пресс: Изд-во Ин-та психотерапии, 2010. – 224 с.
  8. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: приложение: (стимульный материал) / С. Я. Рубинштейн. – М.: Апрель-Пресс: Изд-во Ин-та психотерапии, 2010. – 160 с.
  9. Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. – Л. : Медицина, 1987. – 184 с.
  10. Феоктистова С.В. Психиатрия: Учебное пособие. – М.: Издательство «АдамантЪ», 2010. – 144 с.

 

 

Впервые статья опубликована http://trushina-ekaterina.blogspot.ru/p/blog-page_902.html



Просмотров: 295
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Гиперопека больного – поддержка его болезни? Уход за болеющим близким человеком…
  • Причинность в синергетике как основа восприятия психологом психических здоровья или болезни у клиента
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Психологические особенности больного алкоголизмом.
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Взаимосвязь аффективных и когнитивных нарушений при психических заболеваниях
  • Деменция - рекомендации родственникам больного человека, часть 1
  • Все болезни - это лишь симптомы беспорядка в нашей психике
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Шизофрения: основные симптомы и гипотезы возникновения болезни.
  • Практики психологического здоровья «Посещение больного» и «Внутренняя улыбка».
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Применение методов нейропсихологической коррекции в деятельности психолога крупных школ
  • Про важность совместной деятельности полушарий мозга.
  • Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности
  • Как перейти из больного состояния в здоровое в короткие сроки?
  • Психологические аспекты экскурсионной деятельности лиц с ОВЗ
  • К чему приводят незалеченные душевные травмы. Специалист — о психической норме и пограничных состояниях.
  • Методы психологического сопровождения спортивной деятельности
  • Трансгенерационные процессы при психической травме (2010)
  • Построение коммунизма при помощи теории трудовой деятельности
  • Могут ли быть заразными психологические болезни ?
  • Взаимосвязь ранних стадий развития и психических заболеваний подростков
  • Значение эмоций в психической жизни человека
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Влияние психической депривации на формирование личности ребенка-сироты



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь