|
Границы дозволенного в школе.Автор статьи: Кытманова Наталья Мирославовна
Каковы границы поведения ученика? Как определить где нарушается право ученика, а где право учителя? Эти вопросы возникают после просмотра фильма К. Серебренникова «Ученик».
Герои фильма – подростки и их учителя. Подростковый период в психологии развития определяется возрастными рамками 13-17 лет, и называют его вторым рождением. Российский психолог Г.С. Абрамова пишет что характерно для этого возраста: «Рождение новой психики «вдруг» выявившаяся обращенность внутрь. Многое зависит от индивидуальности, но общее есть: переломный характер душевного состояния, возможность почувствовать свое место среди людей… Реактивная сгущенность состояний». Что меня впечатлило? Сюжетных линий в фильме несколько. Главный герой фильма - старшеклассник Вениамин демонстрирует безудержную приверженность богу, постоянно обращаясь к библии, как к панацее. В этом бесконечном цитировании библейских постулатов просматривается страстное желание подростка заглушить свои естественные потребности. Наверняка, можно найти много объяснений поведению Вени, они видны в фильме невооруженным глазом, но у меня не возникло сочувствия к нему. Скорее, неприятие героя фильма из-за его демонстративного неуважения и презрения к людям, оскорбления их достоинства, чтобы что? Чтобы почувствовать свою уникальность, избранность? Или это и есть проявление «реактивной сгущенности состояний», о которой писала психолог. Против чего протестует герой фильма? Например, против плавания в бассейне на уроках физкультуры, т.к. его взор оскверняют купальники-бикини одноклассниц. Однако, когда директор школы заставляет сменить эти купальники на закрытые (чудно, правда? Директор до этого не замечала бикини и вдруг после протеста Вени решила принять меры), Поведение героя не меняется. Он все время находит то, что противоречит библии, и потому его претензиям нет конца. Интересно, что директор и учителя априори на стороне ученика. В центре фильма конфликт героя с молодой учительницей биологии. Ее аргументы не выдерживают напора вседозволенности ученика, приемы и методы которого в отстаивании своей точки зрения крайне безграничны и безжалостны. Может быть, поэтому моя эмпатия на ее стороне. После просмотра фильма остались вопросы: Что дал мне фильм? Понимание чего? Какие чувства поднял? Пожалуй, чувство сострадания к учительнице, которая со своей адекватностью оказалась совершенно одинока и бесправна в сложившейся ситуации. Фильм посмотрела по рекомендации одной коллеги по сайту. Решила, что не буду его предлагать посмотреть родным и близким, т.к. не хочу участвовать в раскрутке продукта, ценность которого не поняла. P.S. Осталось ощущение, что режиссер делал ставку не на идею, а на скандальный характер фильма, благо оснований для этого более, чем достаточно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|