|
Конфликт отцов и детей "Семейное проклятие" Анализ фильма «Воображариум» (Imaginaerum), 2012Автор статьи: Пустовойт Анастасия Сергеевна
Сегодня разберем отношения отцов и детей в фильме Воображариум (Имаджинариум). Надеюсь, этот обзор поможет по-другому взглянуть на свои отношения с родителями, возможно, в чем-то понять, в чем-то простить. Анализ будет содержать спойлеры к фильму. Также, вы можете посмотреть видеоанализ:
Сюжет
Главный герой - постаревший композитор Томас Уитмен, который страдает сосудистой деменцией. Повествование фильма делится на три жизненных периода:
Первый перодВ детстве маленький Томас, после смерти матери, остался с холодным деспотичным отцом (Теодором), который прикладывался к рюмке из-за смерти жены. После его самоубийства прямо на глазах у ребенка, Томаса забирают в детский приют. Том берет с собой несколько вещей, а именно:
о символизме которых я расскажу ниже. Томас, пережив шок, отказывается верить в случившееся, и всячески пытается отрицать факт самоубийства отца. Второй периодСпустя много лет психологическая травма никуда не исчезла, и Том, все так же, не может отпустить отца, а следовательно самому стать родителем. А ведь у него уже есть маленькая дочь, которой нужен отец. Томас увлечен музыкой, группой и мало уделяет внимания дочери. После смерти жены и попытки самоубийства участницы группы Анетт (в один день!) совсем закрывается в себе. Он боится ранить свою дочь, так же, как когда-то его ранил отец.
Отношения Томаса и дочери Джем можно выразить следующим убеждением: Я не буду как мой отец, я лучше, я буду поступать иначе. Но, к сожалению, из-за непроработанных отношений с отцом Том не имел надлежащей модели поведения хорошего папы. Таким образом, получается, что невольно он стал плохим отцом для своей дочери. Того же эффекта холодности Теодора он добился не деспотичностью, но путем отдаления от Джем, так как выражать свою любовь напрямую Томас не умел, так же, как и его отец.
Третий периодТретий этап жизни Томаса повествует скорее о позиции взрослой дочери, которая, не зная ничего о случившемся, воспринимает эту историю по-своему. Джем обвиняет Анетт в любовной связи с отцом и в смерти матери.
Прояснить данную ситуацию мешает то, что после множественных инсультов Том не помнит собственную дочь. В фильме все три периода жизни смешиваются и переплетаются, постепенно раскрывая всю драму перед зрителем. Основное действие фильма разворачивается в последние дни жизни Томаса, когда он пребывает в коме, погружается в глубины своего подсознания (того самого воображариума), старается закрыть все гештальты:
Символизм образов в фильме
Железная дорога, которая рушитсяЭто очевидный символ памяти, которая безвозвратно уходит. ЦиркИменно в цирк Томас и Теодор должны были пойти, если бы не суицид. Это событие (незавершенный гештальт) с походом в цирк Томас закрыл, когда посетил его вместе с маленькой дочерью. (Скорее всего, уже после смерти жены, так как билетов всего два.) Для обоих это было самое радостное воспоминание, показывающее, что Джем была небезразлична отцу. Это было то самое позитивное воспоминание, которое вернуло Томасу память о дочери. Если бы он продолжал закрывать остальные гештальты, отношения с дочерью были бы теплее и здоровее. Снеговик Снеговика Томас лепил в детстве и старчестве. Его пугающий образ, как становится ясно по ходу фильма, символизирует отца - его холодность и деспотичность, а также то, что Том его очень сильно боялся. Манера разговора снеговика, скорее всего, также копирует стиль общения отца, такой же нравоучительно-уничижительный. Очки пилотка и игрушечный самолет— атрибуты отца - летчика. Теодор был героем для Томаса. КомпасСимволизирует тяжесть травмы и то, что она висит грузом на шее Тома всю жизнь. Вращение же стрелок компаса обозначает моменты, когда Томас подпитывает свою травму. Показательная сцена, (происходящая в воображариуме) в которой Томас закрывает гештальт с отцом и компас больше не крутиться. СолдатикиОлицетворение внутренней опоры Тома, и самозащиты от тирании отца. Наступая на солдатика, Том подсознательно пытается остановить себя на пути к Снеговику, - не дать себе подпитывать травму с отцом. Шар с Девушкой в красномсимволизирует музыку и творчество Томаса. В ту ночь, когда погибла жена, хоть он и спас вокалистку Анетт, группу постиг раскол, - она “разбилась вдребезги” как этот шар, ведь Аннет была для него живым, идеализированным воплощением девушки в красном и ее попытка самоубийства - убила музыку - и, впоследствии, еще глубже замкнула Томаса в себе. Позже Том склеил шар, но он уже не стал прежним. ВыводыПослание фильма состоит в следующем:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|