|
«Амазонка в панцире». Эмоциональная травма дочери, полученная в отношениях с отцом.Автор статьи: Анна Гуринович
Причинами, по которым формируется паттерн пуэллы или паттерн «амазонки», может быть темперамент женщины, ее ролевое положение в семье, особенности телосложения, национальность, раса, социально-экономический уровень, сиблинговая позиция: у старшей дочери чаще формируется паттерн «амазонки», тогда как у младшей – пуэллы. В культуре амазонок мужчины обесценивались, считались годными к выполнению только репродуктивной функции. Женщины занимали властные позиции, мужчины же выполняли домашнюю работу. В том обществе, где мужчины были не нужны, их функции брали на себя женщины. Амазонки считали себя дочерями бога войны и агрессии Ареса и называли себя «женщинами-воительницами». Этот символический образ служит стилем жизни женщин, которые идентифицировали себя с маскулинностью. Чаще у них был безответственный, слабый и ненадежный отец, эмоционально не вовлеченный в отношение с дочерью. В патриархальном обществе, где женщины конкурируют с мужчинами, уникальность фемининности обесценивается, подразумевая, что у маскулинности больше преимуществ. Поэтому так часто прослеживается тенденция, когда женщины, идентифицируя себя с мужчинами, подражают мужскому поведению. Это искажение природной сущности женщины. Паттерны поведения «амазонки в панцире» могут развиваться в образы:
У дочерей безвольных и ненадежных отцов есть стремление к сверхуспешности: желание добиться в карьере и социуме всего того, чего не смог отец. Это часто приводит к трудоголизму. Одновременно с этим эмоциональной и духовной сфере не уделяется значения. Чувства и инстинкты подавляются, прячась за циничным юмором и сарказмом. В отношениях с мужчинами эти женщины холодны и отстранены, поэтому личная жизнь складывается крайне редко. К психотерапевту «суперзвезды» приходят с жалобами на эмоциональное выгорание и перенапряжение на работе, неудовлетворенную потребность в близких отношениях, депрессия, внутренняя опустошенность, отсутствие смысла жизни. Основная задача покорных дочерей заключается в том, чтобы увидеть, что этот паттерн поведения не ее собственный, он сформирован кем-то другим. Чаще в этой роли выступают значимые взрослые, воспитывающие девочку, которые ценили строгую дисциплину, долг и контроль. Воплощают этот образ многие монахини в жесткой авторитарной структуре церкви. Их одежда является их «панцирем», скрывающим женственность, защищающим от мира мужчин и от соблазнов. Покорная, преисполненная долга дочь служит другим, не развивая свои творческие способности и не занимаясь построением отношений. Она прилежно учится в школе, отыгрывая свою роль и стараясь, чтобы учителя были ею довольны, но она совершенно не уделяет значения собственным интересам. Покорные дочери считают, что женщины не должны занимать престижные должности, а лишь ассистировать мужчинам. Этих женщин можно узнать по выражению обреченности и страданий на их лицах. Для них характерны пассивная обидчивость, бездеятельность, неуверенность в себе, подавление чувств и сексуальности, покорность. «Мученицы» служат своим мужьям, оставаясь в их тени. Часто они выбирают слабого незрелого мужчину на роль мужа, похожего на отца, и играют материнскую роль по отношению к нему. В этой роли «мученицы» низводят мужей до положение сыновей, таким образом, психологически их кастрируя. Под их пассивным подчинением часто скрываются враждебность и презрение к мужчинам. Своим мученичеством они добиваются доминирующего положения над мужчиной, находящегося в подчиненном положении сына. Власти «мученицы» добиваются чрезмерной заботой и услужливостью или, устанавливая контроль, за послушанием и подчинением дисциплине. Эти женщины очень бояться потерять контроль над собой, поэтому иррациональные чувства и сексуальные импульсы, не поддающиеся контролю, их пугают. Страх мешает им ощущать радости жизни, проявляться и реализовывать свои творческие способности. «Мученицы» как бы отрекаются от самих себя. Для трансформации важно, чтобы такая женщина позволила себе оказаться в потоке переживаний. Также важно выразить гнев и ярость по отношению к своей самоотверженности. «Мученице» важно понять, что оборотная сторона ее добродетельной самоотверженности является «ненужная», «никчемная» женщина, ощущающая себя жертвой и жаждущая, чтобы ее пожалели. Признания и жалости к себе она добивается, вызывая у окружающих чувство вины. Для избавления от этого паттерна следует начать брать ответственность за свои поступки и проявлять активность. Эти женщины обесценивают фемининность, развивая у себя маскулинную силу и целеустремленность, противясь всему иррациональному. Жизнь воительницы – постоянные испытания, в которых нужно победить. Радость и легкость бытия ей не доступны. Честолюбие и склонность к соперничеству делают из женщин жестоких борцов.
Объединяет всех этих «амазонок» – склонность к контролю для обеспечения своей безопасности и защищенности. Все иррациональное они стараются исключить из своей жизни. Часто эти женщины оказываются отстраненными от сфер чувств и отношений, так как в их жизни нет места стихийности и неожиданности. Они теряют связь с внутренним творческим и духовным началом, вследствие чего жизнь становится унылой и теряет смысл. А подавленные силы вдруг начинают прорываться в виде депрессий, нервных срывов или панических атак – состояний, которые не поддаются их контролю. «Амазонка» акцентирует внимание на чрезмерном ограничении и чрезмерной необходимости, что является формой отчаяния. Она боится позволить себе спонтанность, так как она может привести к потере безопасности и стабильности. Так, женщина, раздавленная отчаянием, настраивает себя против жизни. Кардинальным решением для «амазонки» является принятие своей слабости, уныния, неспособности работать и что-либо делать, проявление ярости, что позволит открыться жизненному потоку. Трансформация. Первое, что нужно сделать «амазонке» - это понять, какой конкретно «панцирь» ее сковывает. Далее необходимо принять свою подавленную слабость. Под прикрытием сильной и властной женщины-«амазонки» скрывается беспомощная, зависимая девочка, которая стремиться использовать окружающих. На пути перестройки структура «амазонки» постепенно трансформируется в психическую структуру пуэллы. «Амазонка» ценит свою силу. Важно найти такую возможность, чтобы эта сила исходила из природного внутреннего источника, из ядра ее личности, а не была необходимостью адаптации. Дальше следует перенаправить свою силу в ту сферу, которую «амазонка» так боится – в сферу иррационального. Обнаружить, признать и научиться ценить свою ранимость. Важным шагом для трансформации заключается в том, чтобы избавиться от идеи, что женщине необходимо сходство с мужчиной, обладающим силой. Если женщина-«амазонка» хочет, чтобы ее «панцирь» сломался, она должна его сделать как можно мягче. Если он смягчится, женщина сможет найти творческую связь со своей внутренней фемининностью. Основная проблема для нашего общества: «амазонка в панцире», борясь за свои права, чаще делает это путем силового натиска, «насилуя» мужчин. Образно говоря, ей приходится брать в руки меч и сражаться по-мужски. После чего следует потеря близких отношений. «Панцирь» может сделаться мягче благодаря влиянию любящего мужчины. В отличие от пуэллы, «амазонке» необходимо стать более мягкой и чувствительной, чтобы соединиться с уже имеющейся у нее силой и получить доступ к своей творческой фемининной духовности. Статья написана по книге Линды Шиерз Леонард «Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом». Вы похожи на описанную «амазонку»? Хотите поработать на изменения? Тогда я жду вас на консультации! Записаться можно по телефону +37529 6920102. Автор Анна Гуринович Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|