О работе с чувствами в шоковой травме.
Начало Терапия как правосудие и Терапия 2.Практика терапевтических отношений
Учусь терпеть, учусь терять
и при любой житейской стуже
учусь, присвистнув, повторять:
плевать, не сделалось бы хуже.
И. Губерман
Нормализация чувств клиента - страха, паники, ярости, стыда, вины, ничтожности, презрения, отвращения, опустошенности, спутанности, - это называние и принятие их, подтверждение естественности и правомерности всех его переживаний в катастрофически угрожающей ситуации. Протянутый платок - подтверждение права на слезы.
Освобождение от токсичных вины и стыда + появление минимального ощущения удовлетворенности + печаль + благодарная реакция на присутствие других - индикаторы выхода из травмы, признания потери, восстановления пострадавшего в правах, возрождения ощущения своей правильности и хорошести.
Естественная матрешка чувств: возмущение - (вина) - гнев - страх и стыд - интегрирующая боль - печаль - при мощном ударе премешана. Тогда может быть: самобичевание - тоска, безысходность - угнетенность - жалобы и упреки - страх - тотальный стыд - ярость - ужас - расщепляющая, фрагментирующая острая боль. Могут ощущаться архаично-недифференцированно, как смесь, мешанина, иррациональный комок неосознаваемых непереносимых страданий.
Соучастие терапевта в возмущении человека "Как она могла?!", "Какое он имел право?!", "Как он посмел?!" дает ощущение естественности реакции жертвы на урезание или лишение важных прав. Возмущение, негодование, несогласие - это признак того, что ситуация не устраивает, она несправедлива. Точно известно, как должно быть, а этого – нет. Есть свое представление о том, что должно быть сейчас вместо того, что есть.
"Сметь" в данном контексте - якобы "иметь право", а, точнее наглость, разрешить себе в отношениях с другим то, на что он тебе разрешение не давал. Важно подтвердить, что у абъюзера права не было, что насилие неправомерно, поэтому возмущение оправдано.
Возмущение, обращенное к агрессору, - антидот от вины. Вина - там, где вопросы "Почему это случилось со мной?!", "За что мне такое?". Ответ: абсолютно не за что, это не зависело от Вас и т.д.
Бывает смещенное представление об агрессоре, например, с абъюзера на наблюдателя. Это вначале не принципиально: важно, что неправ Другой, а не я.
Призыв к смирению - подстава для клиента: оно невозможно до интеграции.
Если потерпевший затоплен и раздавлен идеями самобичевания, своей плохости, недостойности, порочности, то скорая помощь - в "Раздаче вины", т.е в перечислении всех участников и обстоятельств травматической ситуации, "ответственных" за случившееся и определении их доли участия, хоть в %%.
Например, в ситуации автокатастрофы это - состояние погоды, дороги, обочины, наличие/отсутствие указателей, встречный транспорт, пешеходы, тех. состояние авто, психологические особенности водителей и пассажиров и т.п.
Анализ и обсуждение особенностей потерпевшего, паттернов его поведения часто усиливают вину и создают ощущение закономерности травмы как неизбежного следствия предыдущего опыта. Закономерность может ощущаться как небезосновательное неизбежное, "заслуженное" наказание за несовершенство, плохость или аморальность. Между тем травматическое событие - многофакторное и обусловлено сочетанием, схождением в одном месте и времени нескольких условий-обстоятельств, включая случайность и влияние архетипических детерминант.
Важнейшим из прав человека является право на злость, гнев, ненависть. Эти чувства защищают идентичность. Поскольку в традиционной культуре это право подавляется с детства, то и в посттравме его бывает трудно актуализировать. Возмущение, злость терапевта ЗА, но ни в коем случае не НА клиента может облегчить, легализовать его гнев. Аристотель говорил: "Мы отдаем должное человеку, который выражает праведный гнев в отношении уместного человека и делает это должным образом, в надлежащий момент и на протяжении нужного времени". В религиозном толковании "Если гнев возбуждается чувством справедливости при виде совершающегося преступного действия, то он похвален, и это есть поступок праведных.", "гнев благочестивых людей представляет собой их крайнее отвращение и негодование против греха, является безгрешным и не чужд даже Богу".
Гнев подавляет и контейнирует страх. Их канализация в терапии приносит облегчение.
Невыраженный, необозначенный подавленный гнев тормозит дифференциацию от насильника и внутреннюю интеграцию пострадавшего.
Идеи "просто простить насильника", чтоб справиться с гневом, мне не близки. Более того, я считаю их подлогом, чреватым расщеплением и слиянием с агрессором, что может привести к новой потере - предательству себя.
Иногда, наоборот, пострадавший бывает раздираем гневом, ненавистью, желанием отомстить обидчику, во что бы то ни стало разрушить его или что-то для него важное и дорогое - как символ мобилизации и сфокусирования, хотя бы постфактум. Одобрение, признание и называние этих реакций как подтверждение их легитимности и уместности в ситуации насилия существенно снижает остроту проявлений.
Ненависть и злоба направлены против наступающего на самые важные, принципиальные потребности человека. Отражены в репликах "Убил бы", "Не оставил бы камня на камне", "Размозжил бы голову", "Изничтожил бы", "Оторвал бы ...", "Сравнял бы с землей". Лютая, испепеляющая ненависть, подпитываемая страхом перед мощью насильника, порождает неукротимое желание мстить. Идеи мести должны быть услышаны и опознаны как обоснованное желание возместить горечь непоправимой утраты. Помогает признание огромного масштаба и ценности потери, возможность слить в канал гнева и переход к скорби.
Подавленная, никак невыраженная ненависть накрепко, жестоко привязывает жертву к абъюзеру, особенно если к нему сохраняется предшествующая привязанность.
Ярость, бешенство - естественное следствие ощущения собственной всеобъемлющей потери и невозможности противостоять ей, бессилия, внутренней аннигиляции. Эта мощная нецеленаправленная энергия, призванная разрушить и снести всё и вся на своем пути - является реакцией на внутренний хаос, дезинтегрированность, животный ужас от угрожающего распада личности.
В отличие от гнева, который интегрирует, ярость по своей природе разрушает, фрагментирует. Слепая ярость душит и губит. И самого клиента, и терапевта, и отношения. Даже подавленная ярость, вернее, особенно подавленная ярость в контрпереносе вызвает огромное напряжение, требует сверхусилий, чтобы не отыграть, и заставляет "собираться в кучку". Мощная подавляемая энергетика клиента требует готовности, образно говоря, "потеснить" в контейнере личный материал и освободить для клиента бОльшую емкость, простроив между отсеками плотную стенку.
Ярость утихает в процессе отражения пострадавшего себя целостного (в глазах) во взаимоотношениях с Другими и терапевтом, по мере воссоединения с собой прежним и правомочным.
Ненависть защищает от переживания невыносимо-гипертрофированного и потому подавляемого стыда как ужаса уличения в сплошном обмане: будто человек только делал вид, что хороший, а вот оказалось, - совсем негодный, грязный, испорченный; или будто он только делает вид, что есть, а на самом деле его почти и нет. Как если бы из-за насилия человек стал прокаженным и потерял право быть среди "нормальных" людей... и поэтому он замыкается и отгораживается. Стыд может прикрывать ощущение опустошенности, тотально-фатальной дефектности, недостойности, убитости и ярко маркирует степень утери идентичности и ощущение поражения в правах.
Стыд контейнирует и модулирует ярость. Поэтому важна его поддержка и сохранение до поры - до времени, несмотря на токсичность.
Если стыд совсем не переживается и человек патологически легко обнажается в терапии, сразу открывая свою интимную зону, высока вероятность внутренней консолидации с агрессором.
Стыд, в свою очередь, защищает от боли. Возникает тогда, когда событие не вписывается в личную картину мира. Боль - это страдание от разрушения души на глубинном уровне.
Часто локализуется в животе, в солнечном сплетении или в сердце, груди, вдольпозвоночника, а также по всему периметру диафрагмы. Дыхание спазматично, нарушено. Мышление блокируется. В теле мышечное напряжение, иногда резкое, создающее физическую боль.
Переживание боли - это сознательно-бессознательный процесс выбора между собой и миром, противоборство центробежных и центростремительных сил. Выбор между разрушением своей картины мира или себя. Между своей жизнью и отказом от нее. Сакральный интимный процесс. Когда выбор состоялся и устоялся, боль утихает.
В одном случае человек, освобождаясь от боли разочарования в себе "идеальном", полноценном и открытия своей уязвимости и невсесилии, соглашается на изменение картины мира, в том числе и представления о себе, своей трансформированной идентичности. Происходит реинтеграция, расширение и углубление душевных способностей. Тем не менее надолго может оставаться тоска и голод по себе прежнему и по минувшим временам.
Во втором случае во имя сохранения прежней картины мира человек разрушается - расщепляется сам. И как следствие картина мира дробится, плохое и хорошее остаются перемешанными.
Здесь важна функция терапевта как контейнирующей мамы ребенка: успокаивать-унимать- утешать- укачивать. Словами, голосом, взглядом. Но, думаю, что на благополучный итог выбора и переход к печали не меньше влияет наличие теплой поддерживающей атмосферы дома - естественного контейнера.