Терапия 3. Работа с чувствами

Автор статьи: Анна Сидельникова

О работе с чувствами в шоковой травме.

Начало Терапия как правосудие и Терапия 2.Практика терапевтических  отношений
Учусь терпеть, учусь терять 
и
 при любой житейской стуже
учусь, присвистнув, повторять:
плевать, не
 сделалось бы хуже.
И. Губерман

Нормализация чувств клиента - страха, паники, ярости, стыда, вины, ничтожности, презрения, отвращения, опустошенности, спутанности, - это называние и принятие их, подтверждение естественности и правомерности всех его переживаний в катастрофически угрожающей ситуации. Протянутый платок - подтверждение права на слезы. 
Освобождение от токсичных вины и стыда + появление минимального ощущения удовлетворенности + печаль + благодарная реакция на присутствие других  - индикаторы выхода из травмы, признания потери, восстановления пострадавшего в правах, возрождения ощущения своей правильности и хорошести.

Естественная матрешка чувств: возмущение - (вина) - гнев - страх и стыд - интегрирующая боль - печаль - при мощном ударе премешана. Тогда может быть: самобичевание - тоска, безысходность - угнетенность - жалобы и упреки - страх - тотальный стыд - ярость - ужас - расщепляющая, фрагментирующая острая боль. Могут ощущаться архаично-недифференцированно, как смесь, мешанина, иррациональный комок неосознаваемых непереносимых страданий.

Терапия 3 Работа с чувствами
Соучастие терапевта в возмущении человека "Как она могла?!", "Какое он имел право?!", "Как он посмел?!" дает ощущение естественности реакции жертвы на урезание или лишение важных прав. Возмущение, негодование, несогласие - это признак того, что ситуация не устраивает, она несправедлива. Точно известно, как должно быть, а этого – нет. Есть свое представление о том, что должно быть сейчас вместо того, что есть. 
"Сметь" в данном контексте - якобы "иметь право", а, точнее наглость, разрешить себе в отношениях с другим то, на что он тебе разрешение не давал. Важно подтвердить, что у абъюзера права не было, что насилие неправомерно, поэтому возмущение оправдано.

Возмущение, обращенное к агрессору, - антидот от вины.  Вина - там, где  вопросы "Почему это случилось со мной?!", "За что мне такое?". Ответ: абсолютно не за что, это не зависело от Вас и т.д. 
Бывает смещенное представление об агрессоре, например, с абъюзера на наблюдателя. Это вначале не принципиально: важно, что неправ Другой, а не я.

Призыв к смирению - подстава для клиента: оно невозможно до интеграции.


Если потерпевший затоплен и раздавлен идеями самобичевания, своей плохости, недостойности, порочности, то скорая помощь - в "Раздаче вины", т.е в перечислении всех участников и обстоятельств травматической ситуации, "ответственных" за случившееся и определении их доли участия, хоть в %%.

Например, в ситуации автокатастрофы это - состояние погоды, дороги, обочины, наличие/отсутствие указателей, встречный транспорт, пешеходы, тех. состояние авто, психологические особенности водителей и пассажиров и т.п.
Анализ и обсуждение особенностей потерпевшего, паттернов его поведения часто усиливают вину и создают ощущение  закономерности травмы как неизбежного следствия предыдущего опыта. Закономерность может ощущаться как небезосновательное неизбежное, "заслуженное" наказание за несовершенство, плохость или аморальность. Между тем травматическое событие - многофакторное и обусловлено сочетанием, схождением в одном месте и времени нескольких условий-обстоятельств, включая случайность и влияние архетипических детерминант.


Важнейшим из прав человека является право на злость, гнев, ненависть. Эти чувства защищают идентичность. Поскольку в традиционной культуре это право подавляется с детства, то и в посттравме его бывает трудно актуализировать. Возмущение, злость терапевта ЗА, но ни в коем случае не НА клиента может облегчить, легализовать его гнев.  Аристотель говорил: "Мы отдаем должное человеку, который выражает праведный гнев в отношении уместного человека и делает это должным образом, в надлежащий момент и на протяжении нужного времени". В религиозном толковании "Если гнев возбуждается чувством справедливости при виде совершающегося преступного действия, то он похвален, и это есть поступок праведных.", "гнев благочестивых людей представляет собой их крайнее отвращение и негодование против греха, является безгрешным и не чужд даже Богу".

Гнев подавляет и контейнирует страх. Их канализация в терапии приносит облегчение. 
Невыраженный, необозначенный подавленный гнев тормозит дифференциацию от насильника и внутреннюю интеграцию пострадавшего.

Идеи "просто простить насильника", чтоб справиться с гневом, мне не близки. Более того, я считаю их подлогом, чреватым расщеплением и слиянием с агрессором, что может привести к новой потере - предательству себя.


Иногда, наоборот, пострадавший бывает раздираем гневом,  ненавистью, желанием отомстить обидчику, во что бы то ни стало разрушить его или что-то для него важное и дорогое - как символ мобилизации и сфокусирования, хотя бы постфактум. Одобрение, признание и называние этих реакций как подтверждение их легитимности и уместности в ситуации насилия существенно снижает остроту проявлений.

Ненависть и злоба направлены против наступающего на самые важные, принципиальные потребности человека. Отражены в репликах "Убил бы", "Не оставил бы камня на камне", "Размозжил бы голову", "Изничтожил бы", "Оторвал бы ...", "Сравнял бы с землей". Лютая, испепеляющая ненависть, подпитываемая страхом перед мощью насильника, порождает неукротимое желание мстить. Идеи мести должны быть услышаны и опознаны как обоснованное желание возместить горечь непоправимой утраты. Помогает признание огромного масштаба и ценности потери, возможность слить в канал гнева и переход к скорби.

Подавленная, никак невыраженная ненависть накрепко, жестоко привязывает жертву к абъюзеру, особенно если к нему сохраняется предшествующая привязанность.


Ярость, бешенство - естественное следствие ощущения собственной всеобъемлющей потери и невозможности противостоять ей, бессилия, внутренней аннигиляции. Эта мощная нецеленаправленная энергия, призванная разрушить и снести всё и вся на своем пути - является реакцией на внутренний хаос, дезинтегрированность, животный ужас от угрожающего распада личности.
В отличие от гнева, который интегрирует, ярость по своей природе разрушает, фрагментирует. Слепая ярость душит и губит. И самого клиента, и терапевта, и отношения. Даже подавленная ярость, вернее, особенно подавленная ярость в контрпереносе вызвает огромное напряжение, требует сверхусилий, чтобы не отыграть, и заставляет "собираться в кучку". Мощная подавляемая энергетика клиента требует готовности, образно говоря, "потеснить" в контейнере личный материал и освободить для клиента бОльшую емкость, простроив между отсеками плотную стенку.

Ярость утихает в процессе отражения пострадавшего себя целостного (в глазах) во взаимоотношениях  с Другими и терапевтом, по мере воссоединения с собой прежним и правомочным.


Ненависть защищает от переживания невыносимо-гипертрофированного и потому подавляемого стыда как ужаса уличения в сплошном обмане: будто человек только делал вид, что хороший, а вот оказалось, - совсем негодный, грязный, испорченный; или будто он только делает вид, что есть, а на самом деле его почти и нет. Как если бы из-за насилия человек стал прокаженным и потерял право быть среди "нормальных" людей... и поэтому он замыкается и отгораживается. Стыд может прикрывать ощущение опустошенности, тотально-фатальной дефектности, недостойности, убитости и ярко маркирует степень утери идентичности и ощущение поражения в правах.
Стыд контейнирует и модулирует ярость. Поэтому важна его поддержка и сохранение до поры - до времени, несмотря на токсичность.

Если стыд совсем не переживается и человек патологически легко обнажается в терапии, сразу открывая свою интимную зону, высока вероятность внутренней консолидации с агрессором.


Стыд, в свою очередь, защищает от боли. Возникает тогда, когда событие не вписывается в личную картину мира. Боль - это страдание  от разрушения души на глубинном уровне. 
Часто локализуется в животе, в солнечном сплетении или в сердце, груди, вдольпозвоночника, а также по всему периметру диафрагмы. Дыхание спазматично, нарушено. Мышление блокируется. В теле мышечное напряжение, иногда резкое, создающее физическую боль.

 Переживание боли - это сознательно-бессознательный процесс выбора между собой и миром, противоборство центробежных и центростремительных сил. Выбор между разрушением своей картины мира или себя. Между своей жизнью и отказом от нее. Сакральный интимный процесс. Когда выбор состоялся и устоялся, боль утихает.

В одном случае человек, освобождаясь от боли разочарования в себе "идеальном", полноценном и открытия своей уязвимости и невсесилии, соглашается на изменение картины мира, в том числе и представления о себе, своей трансформированной идентичности. Происходит реинтеграция, расширение и углубление душевных способностей. Тем не менее надолго может оставаться тоска и голод по себе прежнему и по минувшим временам.

Во втором случае во имя сохранения прежней картины мира человек разрушается - расщепляется сам. И как следствие картина мира дробится, плохое и хорошее остаются перемешанными.

Здесь важна функция терапевта как контейнирующей мамы ребенка: успокаивать-унимать- утешать- укачивать. Словами, голосом, взглядом. Но, думаю, что на благополучный итог выбора и переход к печали не меньше влияет наличие теплой поддерживающей атмосферы дома - естественного контейнера.



Просмотров: 319
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь