|
Cоциальные сети детей Отпустить Нельзя КонтролироватьАвтор статьи: Пантус Мария Васильевна
Социальные сети детей ОТПУСТИТЬ НЕЛЬЗЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ «…Я подхожу к компьютеру, чтобы проверить свою почту, вижу незакрытую страницу социальной сети с аккаунтом моего сына. Еще секунду я раздумываю, не стоит ли мне ее попросту закрыть, но жгучий интерес вперемешку со страхом делают свое дело и вот я уже читаю один за другим все диалоги с его страницы. И я леденею от ужаса, что всё это пишет мой сын, МОЙ сын….» Сегодня все чаще истории родителей начинаются именно так, а дальше следуют одни и те же вопросы и комментарии: - Стоит ли ребенку иметь свой аккаунт в сети? - Как обезопасить его от «плохих» людей, пользующихся доверием детей в интернете? - Как доверять, но не терять контроль над ситуацией? - Оказывается он/она жутко матерится (где только слова такие услышал?), что делать? - Да, я читаю всю его переписку, но это для его же блага. Попробую представить свою профессиональную и чисто человеческую точку зрения на эту сторону жизни современных детей и их родителей. К 21 веку, мы кажется, еще не до конца осознали, что наши дети живут в новой коммуникативной системе. Они по-прежнему общаются друг с другом посредством речи, но общение в социальных сетях заняло действительно важное место в их бурной подростковой жизни. И хотя мы взрослые, уже очень давно используем все достижения научно-технического прогресса, мы еще не очень-то глубоко задумываемся о том, каково во всем этом информационном пространстве (которое для детей данность, они уже родились, когда существовали смски, интернет, скайп и т.д.) живется нашим ребятам. А между тем, это такая же область социальных отношений, где есть свои правила поведения и мы не только можем, но и обязаны поведать о них нашему подрастающему поколению. Итак, что стоило бы рассказать детям. Страница в социальной сети – место одновременно личное и оно же достояние общественности Расскажите ребенку, что его страница, как портрет его внутреннего мира, который отражает его настроение, вкусы, интересы и пристрастия. Он сам регулирует ту степень откровения, которую готов представить интернет-обществу, и что она когда-то может быть использована против него. А также о том, что указанием его локации также могут воспользоваться злоумышленники. Тайна переписки Это же касается переписки. Объясните ребенку, что страница может быть не только «взломана», но и сам собеседник, которому еще вчера можно было доверять без особого труда может передать всю переписку третьему лицу. Несмотря на то, что для нас взрослых это очевидные факты, многие дети об этом попросту не задумываются. Напомните ребенку о том, что все очень сокровенные беседы лучше вести с глазу-на-глаз в личной беседе. Интернет-мошенничество Также полезно и не лишним будет рассказать нашей нежной аудитории о том, как могут работать мошенники в социальных сетях под самыми разными предлогами, например: - «отправь смс и выиграй»; - «посмотрите на меня, я вчера сделал перепост, а сегодня выиграл Iphone 6» - «этих щенков сегодня же усыпят, если не собрать нужную сумму (отправь смс, позвони и т.д.)» Расскажите о том, как работает сетевой маркетинг и том, что ни одной компании такой выигрыш попросту не выгоден. Если ребенком движет душевный порыв, поговорите с ним о благотворительности, как может помочь ребенок лично и при участии семьи, а также как можно проверить достоверность опубликованной информации.
Запрещенный контент Рано или поздно, но с ребенком придется поговорить о порнографии, извращенцах, о людях, которые продают и покупают секс-услуги, о душевно больных людях, которые сподвигают детей на суицид, потому как тотально обезопасить ребенка от такого контента все равно не удастся. Если на вашем компьютере стоит программный фильтр, то за компьютер одноклассника вашего ребенка вы ручаться попросту не можете. Пусть лучше он узнает об этой стороне жизни от вас, близких любящих людей, которые с пониманием могут донести информацию до ребенка, чем он будет переживать увиденное наедине с собой или в компании таких же шокированных сверстников. Общение и матюки Да, простят меня интеллигентные люди, но мат был, есть и будет как неотъемлемая часть нашей жизни. На нем иногда ругаются, иногда разговаривают взрослые, следовательно его слышит и безукоризненно точно воспроизводит детская аудитория. Еще не очень-то разбираясь в филологических изысканиях, дети с раннего возраста понимают, что мат- это что-то крайне эмоциональное, что-то из мира взрослых, что это «волшебные» слова, владение которыми автоматически повышают внимание к собственной персоне у сверстников (и естественно у взрослых). Поэтому, если вы наткнулись на переписку ребенка с нецензурной бранью или ненароком проходили рядом и услышали как собственное «дитя глаголит истину» вслух, то: Выдохните и глубоко вдохните. Трижды. И вспомните, что матом ругаются и плохие и хорошие, умные и глупые, и богатые и бедные. Мат – это про эмоции.. Эмоции, которые нельзя в речи выразить иначе. Просто объясните это ребенку и покажите насколько богат и красив русский язык и как можно находить весьма достойные синонимы, не относящиеся к ненормативной лексике и не грозящие вызовом родителей в школу. Ну и о том, соответственно, где можно ругаться, а где нет. Аккаунт в социальной сети как средство самовыражения До подросткового возраста ребенок строил представление о себе, взаимодействуя со взрослыми (родителями, родственниками, воспитателями и учителями). Если вчера ребенок видел себя, как в зеркале в глазах взрослых, то с наступлением пубертата его главным зеркалом становится такой же сверстник. Подросток получает от своего окружения ответы на вопросы: какой я друг, интересный ли я собеседник, можно ли меня уважать, могу ли я вести за собой и кто за мной пойдет, привлекателен ли я для противоположного пола, каким меня считают в классе, интересно ли другим то, что интересно мне и т.п.? Помните, еще 15-20 лет назад дети делали свои собственные анкеты и давали заполнять друзьям, из них можно было узнать о любимой музыке и кино, и других интересах анкетируемого, но главным вопросом был этот: «Как ты относишься к хозяину анкеты?» Сегодня на смену самодельным бумажным анкетам пришли соцсети, ребята все то же самое делают в интернете: публикуют музыку, фото, видео, ставят лайки, предлагают дружбу и организуют опросы. Собственная страница помимо средства коммуникации становится местом самовыражения, которое очень важно для ребенка любого возраста. Давайте вспомним как самовыражаются взрослые? Мы покупаем одежду, которую хотим, отражающую наши вкусы, ориентиры, приоритеты. Мы сами украшаем свой дом и его облик становится отражением нашего внутреннего мира, мы выбираем работу или деятельность, которая частично или полностью соответствует нашим требованиям. Можно долго продолжать этот список, который говорит о том, как много на самом деле свободы самовыражения у взрослых. Какова же степень этой свободы самовыражения у младшего школьника и у подростка? Что ребенок выбирает сам - школу? Одежду? На какие кружки ходить? Куда ездить в отпуск? В лучшем случае ребенок принимает участие в выше перечисленном, но он точно не хозяин ситуации. По сути аккаунт в соцсети – одно из немногих целиком и полностью принадлежащих ему места, куда не вмешивается взрослый. И вспомним, что движущая сила развития в подростковом возрасте это интимно-личностное общение со сверстником ("intimus"-с лат. "нижний", "самый глубокий", "наиболее внутренний"). А значит иметь такое место для подростка жизненно необходимо для его развития и эмоционального благополучия. Доверие Известный факт, что одна из основных причин по которой дети врут, это страх встретить неадекватную ситуации реакцию взрослого. Поэтому каждый раз, когда я слышу в своих мыслях или мыслях моих клиентов вой сирены «УЖАС-УЖАС, что ж из него вырастет», я вспоминаю фразу Эрмы Бомбек «Больше всего ребенок нуждается в любви, когда меньше всего ее заслуживает». И спрашиваю, с какой темой сейчас столкнулся ребенок? Чем ему можно помочь и как его поддержать? И тогда вой сирены затихает, а на смену ему приходит здравый смысл с правильными словами и нужным ребенку отношением. Тогда же, как мне кажется, сохраняется и укрепляется доверие. Ведь это самое главное, чтобы с нашей помощью маленький человек в этом большом информационном пространстве умел распознать, что столкнулся с чем-то с чем не может справиться сам и пришел к нам взрослым за помощью, зная, что он будет принят с поддержкой и пониманием. Поэтому мой ответ про контроль в соц.сетях однозначный – ОТПУСТИТЬ, НЕЛЬЗЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ. Можно и нужно научить ребенка как вести себя в этой сфере жизни современного человека и предоставить ему свое крепкое поддерживающее плечо. А из содержания странички своего чада можно узнать много познавательного, например, какие у него увлечения, какую музыку он слушает, что ему интересно, что-то о его друзьях. И тогда это интернет-пространство вместо повода для ссор может стать еще и местом встречи интересов друг друга. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|