часть 2. Поглаживания. Как определить и изменить свой профиль поглаживаний.

Автор статьи: Мария Сенина

Рассмотрим подоробнее что представляет собой поглаживание — единица признания и названна так потому, что первоначально человек будучи младенецем получает свое признание главным образом через прикосновение.

Так среди всех форм ощущений большинство людей предпочитают контакт с человеческой кожей, которая является лучшиим из известных проводников инфракрасных лучей. Часть сексуального удовольствия состоит в получении инфракрасного облучения от другого.

Эрик Берн, создавая свою теорию мотивации назвал потребности человека голодом и первые два вида голода - голод по стимулам и голод по признанию можно удовлетворить через поглаживания. Вербальное поглаживание при этом может частично занять место физического контакта или поглаживания.

Многочисленные психоаналитические исследования таких ученых как Рене А.Шпиц, Дж.Лилли, Колдуэлл, Боулби, М.Эйнсворт подтверждают, что полная сенсорная депривация в течении 48 часов приводит к тревоге, галлюцинациям, неадекватному поведению, а при длительном отсутствии контакта может наступить смерть.

Итак, поглаживание бывает вербальным, а значит выражается через слова и невербальным, выражается через мимику (например улыбка) и жесты (кивание головой, пожатие руки или похлопывание друг друга, жест приветствия и прощания, поцелуй и тд).

Поглаживание может быть позитивным или негативным в зависимости от того, несет оно положительные или отрицательные чувства. Позитивные основаны в первую очередь на фактах, способствует личностному росту и изменению в лучшую сторону, вызывает приятные чувства. Вторые - основаны на искажении фактов, содержат обесценивание, также могут привести к изменениям и вызывают неприятные чувства.

Есть исключение для негативных поглаживаний про которое важно помнить - это конструктивная критика и конкретная информация что и как можно изменить. В данном случае такие поглаживания могут способствовать росту и эффективному продвижению дел.

Также поглаживания бывают условными, за то, что вы делаете и безусловными, за то, что вы есть. Положительное условное: "Прекрасная работа!"; положительное безусловное: "Я так рада, что вы здесь!", "Рад вас видеть!" и др. Негативное условное: "Мне не нравится твоя прическа"; негативное безусловное: "Я тебя ненавижу".

Так можно предположить, что люди всегда стремятся получать позитивные поглаживания и избегать негативных. На самом деле мы живем по совершенно другому принципу, а именно: любое поглаживание лучше, чем его отсутствие.

Поглаживания необходимы для выживания, и когда мы не получаем позитивных поглаживаний, то стремимся получить хотя бы негативные ("я плохой/плохая", "я толстая", "ленивый", "бьет, значит любит" и др,) потому что последние хотя и вызывают неприятные чувства, но тоже обладают способностью поддерживать жизнь. Исследования, упомянутые выше также показывают, что, по мере того как ресурс по­глаживаний человека падает ниже определенного уров­ня, который условно можно назвать коэффициентом выживания, он все более охотно принимает негативные поглажива­ния, так как нуждается в любых поглаживаниях, чтобы выжить.

Упражнение 1. Приведите по пять примеров на каждый из этих четырех видов поглаживаний — позитивные условные и безусловные, негативные условные и безусловные. Приведите невербальные и вербальные примеры к каждому виду поглаживаний.

__________________

В детстве мы опробовали все виды поведений для того, чтобы найти те, которые приводят к желаемым поглаживаниям. Когда какое-то поведение обеспечивает получение поглаживаний, мы стремимся повторить его. И с каждым разом, получая желаемое поглаживание благодаря этому поведению, стараемся еще чаще использовать его в будущем. В этом случае поглаживание подкрепляет поведение, которое к нему приводит. Взрослые нуждаются в поглаживаниях в той же степени, как и дети, также легко изменяют свое поведение, стремясь найти самые эффективные способы сохранения поступающих поглаживаний.

Вспомните, что мы живем по принципу «любое поглаживание лучше, чем его отсутствие». Если мы получаем недостаточное количество позитивных поглаживаний, то будем искать негативные поглаживания. Предположим, ребенком я решила, что лучше получать негативные поглаживания, нежели совсем быть лишенной каких-либо поглаживаний. Когда я получаю негативное поглаживание уже взрослой, оно будет служить подкреплением к моему поведению так же эффективно, как и позитивное. Это помогает понять, почему люди так упорно придержи­ваются самонаказующихся паттернов поведения. Подобное объяснение дает также возможность освободиться от этих негативных паттернов, изменив способы получения поглаживаний. Вместо болезненных негативных поглаживаний мы можем получать радостные позитивные поглаживания. Каждое позитивное поглаживание подкрепляет наше новое поведение.

Поглаживания прямым образом влияют на самооценку, а через самооценку – на основную жизненную позицию человека, которая, в свою очередь, играет определяющую роль в формировании сценария. 

Для того чтобы проанализировать и понять как Вы оперирует поглаживаниями в отношениях с другими (получаете/ даете/принимаете/просите/отказываетесь) следует заполнить профиль поглаживаний. Автором данного метода является Jim McKenna. 

Упражнение 2. Заполните таблицу ниже и определите свой профиль поглаживаний, работайте быстро и интуитивно.

часть 2 Поглаживания Как определить и изменить свой профиль поглаживаний

Нарисуйте в каждой части колонку, представляющую собой вашу первоначальную оценку того, как часто вы: даете поглаживания; принимаете их, когда вам их предлагают; просите о поглаживаниях (в подзаголовок «просить о поглаживаниях» негативной колонки включите случаи, когда вы косвенно пытались привлечь внимание других людей, при этом испытывая болезненные и неприятные чувства. В этом случае вы будете проиг­рывать убеждение Ребенка в том, что «любое поглаживание лучше, чем его отсутствие»); отказываете в поглаживании (аналогичным образом, когда заполняете нега­тивную колонку «отказывается давать», включите в нее случаи, когда вы отказывали другим в негативных поглаживаниях, которые они пытались косвенным образом получить от вас.

В каждом разделе посчитайте количество позитивных и негативных поглаживаний. Рисуя колонку вверх от центральной оси диаграммы, получаем частоту позитивных поглаживаний, вниз от оси — частоту негативных поглаживаний.

Необходимо принять общий объем поглаживаний за 100 %, и для изменения профиля поглаживаний необходимо увеличивать позитивные поглаживания, соответственно негативные поглаживания будут убывать автоматически. 


На данном рисунке показан один из возможных примеров профиля.

Этот человек не дает много позитивных поглаживаний, однако свободно раздает негативные. Он охотно принимает позитивные от других людей и часто просит о поглаживаниях, при этом редко принимая или прося о негативных поглаживаниях. Этот человек часто отказывается давать позитивные поглаживания, которые от него ожидают другие, однако не так-то легко отказывается давать негативные. Как бы вы себя чувствовали, если бы были родственником человека, нарисовавшего данный профиль поглаживания?

Самопоглаживание. Родители внушили нам: «Не выставляйся! Хвастаться нехорошо!» Школа продолжила это внушение. Когда мы были первыми в классе по успеваемости или выигрывали спортивные состязания, для других было абсолютно нормальным говорить нам, какие мы молодцы. Однако при этом предполагалось, что мы должны пожимать плечами и скромно отвечать: «Ну что вы. Это пустяки».

Став взрослыми, мы можем продолжать повторять это поведение Адаптивного Ребенка. К моменту наступления зрелости большинство из нас настолько привыкают к этому, что принижают собственные достижения даже для себя. Поступая таким образом, мы ограничиваем важный источник поглаживаний — самопоглаживание.

Мы можем гладить себя в любое время! Можно использовать несколько способов тренировки этого приятного навыка. Несколько из них расчитаны на групповые занятия, и несколько на индивидаульные, например: возьмите большой лист бумаги и напишите все хорошее о себе без ограничения во времени. Прикрепите лист на видном месте или держите его всегда при себе. Каждый раз, когда вы подумали о себе что-то хорошее, допишите это в ваш список. Составьте список пяти способов, с помощью которых вы могли бы гладить себя позитивно. Это может быть время, когда вы расслаб­ляетесь в теплой ванне, слушаете вашу любимую музыку или путешествуете. Не считайте эти поглаживания наградой за что-либо, гладьте себя для своего удовольствия.

Желаю Вам новых и интересных открытий!

С уважением,

Мария Сенина

При написании данной статьи я использовала следующий список литературы: Клод Штайнер "Сценарии жизней людей", Эрик Берн "Секс в человеческой любви", Стюарт Я., Джойс В. "Современный транзактный анализ".



Просмотров: 791
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Глава 2 "ПОГЛАЖИВАНИЯ"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Как изменить фильтр поглаживаний?
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Возрастные кризисы и "Когда что-то пошло не так"
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Я для себя" - что это?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь