Марина (имя изменено), 13 лет.
Пришла ко мне с запросом о том, что ее не понимают и не принимают в коллективе, и она хотела бы понять, как это исправить.
Следует оговорить, что девочка воспитывается в христианской семье со строгим укладом и довольно жесткими границами дозволенного.
Итак.
В работе мы использовали колоды: Emitions, Эмоции судьбы, Я и все-все-все.
На всех этапах Марина выбирала карты открытым способом.
Этап №1 - "Расскажи о себе".
С помощью карт из колоды Emotions прозвучал такой рассказ:
У меня очень богатый внутренний мир. Там есть всё - свой дом, путешествия, куча друзей. И вместе нам весело, мы находим общие темы и совместные занятия. Хотя иногда меня это пугает, просто путаница какая-то. Потому что и хочется, и нельзя...
А еще мне нравится свобода, ощущение радости и полета. Я бы так хотела улететь за своей мечтой. Но идти к ней вперед мне мешают препятствия. Потому что у нас так не принято. Я должна подчиняться, т.к. если я не буду слушаться, то про моих родителей будут думать, что они плохие.
Поэтому они меня постоянно стараются чем-то занять, чтобы не было времени на разные глупости и несбыточные мечты. Они думают, что сделали мне хорошо, а на самом деле, они просто обрезали мне крылья, отобрали мечту! И теперь мне придется ее снова доставать... Я очень злюсь на них иногда. Могу даже нагрубить, огрызнуться... Хотя в душе я не такая. Я любящая дочь и сестра (у меня есть еще младшая сестра), заботливая, ласковая. Вот только никто меня не понимает. И друзья тоже. Вернее - они не считают меня другом, все держатся в стороне, потому что я не такая, как они. И мне приходится делать невозможное, чтобы хоть как-то с ними обащаться, играть и дружить. Иногда хочется бросить все и уехать так далеко, чтобы они все потом смотрели и мне завидовали.
Вот так выглядит предварительный рассказ Марины о себе и о беспокоящей ситуации. Отдельно удалось прояснить, что родители не приветствуют ее общение в кругу одноклассников, товарищей по спортивной секции и соседских детей, т.к. семья верующая и "мирское" окружение может сбить Марину с правильного пути.
Соответственно, преимущественно общение и совместное времяпрепровождение происходит в среде верующих (воскресная школа, христианский лагерь, и т.д.).
Однако, как отмечает сама девочка, ей это не нравится, т.к. "там все слишком правильные и скучные". И тоже ее не понимают.
Далее на этапе №2, с помощью карт "Я и все-все-все" мы с Мариной попытались выявить закономерности того, что она транслирует вовне, и как внешнее окружение ее воспринимает. Получилось вот так (слева сверху и по часовой стрелке):
Я знаю, что я от них всех очень отличаюсь. И даже если мы делаем что-то вместе, то все равно - каждый сам по себе. Мы не команда... я не часть этой команды.
Я не знаю, что на самом деле я - забитый стеснительный зайчик... Который сидит и прячется, пока остальные вокруг веселятся. И мне страшно показать, что я тоже с ними.
Другие знают, что я интересуюсь многими вещами, и мне интересно всё. И хочется многое всем рассказать. Но ведь я общаюсь в основном со взрослыми, а я еще пока ребенок...Что им до меня...
Другие не знают, что я бы очень хотела быть как они, быть похожей на них во всем. И чтобы мне было можно то же, что и всем им...
Здесь мы понимаем, и это было также подтверждено в ходе обсуждения, что на самом-то деле, такое отсттраненное и неуверенное поведение Марины со сверстниками связано даже не столько с непониманием с их стороны. Это, скорее, следствие. А причина (одна из причин) - кроется как раз в том, что родители намеренно ограждают ее от общения со сверстниками (исключение - см. выше), поэтому она преимущественно находится среди взрослых. Которым, однако, до нее практически нет дела в силу ее возраста.
Результат: неумение найти общий язык с ровесниками, чуство ненужности и брошенности по отношению ко взрослым.
Этап №3 (колода "Эмоции судьбы") - здесь мы разбирали, как себя чувствует девочка всложившейся ситуации (верхний ряд), и что она бы хотела и могла сделать, чтобы что-то поменялось (нижний ряд):
Я чувствую себя: иногда я просто "загораюсь". Так хочется показать, что у меня есть куча мыслей, идей, которыми я бы хотела поделиться. Но... меня никто не хочет слушать. И иденственный мой собеседник - это лошадь (прим.: Марина занимается конным спортом). Иногда, я чувствую какой-то замкнутый круг.. словно что-то хорошее м плохое дерётся друг с другом во мне. И мне кажется, что иногда это даже не я, а кто-то другой... И в такие моменты от меня отворачивается весь мир, я остаюсь совсем одна. Хотя, видите, и тут и там (две последние карты) - там мишка. Это как бы в одиночестве, которое мне как раз помогает. Потому что именно в одиночестве я могу творить и делать что-то новое (прим.: Марина также занимается рисованием). Это чувство как бы мне и друг и нет. Не знаю даже, кто больше...
Я могу и хочу сделать: даже не знаю... Иногда я думаю,что мое призвание - это спорт. Раз уж мой лучший друг - это лошадь, то с ней было бы здорово идти к победам, добиваться чего-то. Если я покажу, что я чемпионка, то меня будут воспринимать иначе... Но самое главное - это успокоиться. Потому что, когда я на эмоциях, это влияет на результат. И лошадь тоже чувствует, что мне плохо, больно, страшно... Мне не надо бояться выходить за границы своих мечт. Потому что мечты - это как космос. И если я буду мечтать о чем-то, то оно сбудется. Только надо сосредоточиться и подумать, как этого достичь. Я ведь уже говорила, что я заботливая и любящая. Так вот инога мне кажется, что внутри меня цветет сад. Жаль только, что другие его не видят. Я должна им его показать. Только мне надо быть более открытой, не стесняться. Видите, вот ворота открыты. А за ними и есть мой сад. Там очень красиво!
В контексте всего услышанного, становится более-менее понятно, что нынешний поведенческий паттерн обусловлен не только тем, какой пример дл подражания Марина наблюдает в своем окружении, но также и тем, что ее родители, пусть и руководствуясь благими намерениями, все же, "подрезают ей крылья" путем ограничения свободы выбора и своим неусыпным контролем.
Этап №4 - "Стать своей"
Здесь Марина вспомнила выражение "С волками жить, по-волчьи выть". Для нее оно значило, что необходимо каким-то образом начать приспосабливаться к той среде, в которую она так хочет влиться.
Поскольку самостоятельно это сделать немного затруднительно, то она решила найти кого-то из одноклассников/соседей, кому она могла бы доверять, и кто мог быть ей помочь с таким "внедрением".
Далее мы проговорили, каких качеств ей в себе не хватает, и какие было бы хорошо развить. В их числе оказались вера в себя, упорство и целеустремленность.
Кстати, что примечательно, картинка-ресурс была подобрана весьма символично: некто, уже опытный и знающий, помогает Марине адаптироваться и стать похожей на других (рисует ей полоски, как у себя).
На этом наша встреча завершилась.
Через несколько дней выйдет моя авторская колода Метафорических карт "Дай лапу, друг!", посвященная эмоциям и работе с ними.
А о том, как применять МАК в сочетании с Позитивной психотерапией я пишу в своей книге. Выход запланирован на весну 2019г.
Следите за новостями! :)