|
5 нлп-форматов работы с личностной историейАвтор статьи: Штыкин Александр Витальевич
Брагина Е.А., Штыкин А.В. ПЯТЬ НЛП-ФОРМАТОВ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИЕЙ Поскольку наша личностная история – это миф, используйте ее как набор ресурсов, а не набор ограничений. Р.Бендлер, Дж. Гриндер, "Из лягушек в принцы". События прошлого человека, его личностная история оказывают глубокое влияние на всю его жизнь, побуждая думать, чувствовать и действовать определенным образом, часто ригидно, ограничивая его, закрывая иные возможности и становясь тем самым источником проблем, боли и страданий. Часто влияние это неосознаваемо, иррационально и, что крайне важно, определяется не столько реальным событием как таковым, не тем, что действительно происходило, сколько субъективным восприятием и переживаниями человека, которые столь же реальны, как и само событие. Перестроив это восприятие и переживание, можно не только расширить поведенческий pепертуар человека, изменить его отношения с близкими и окружением в целом, но вызвать глубокие трансформации в восприятии им собственной жизни и самопереживании. Заметим, что такое случается и без психотерапевтического вмешательства, когда человек – то ли под влиянием серьезных событий, то ли, реже, повзрослев, – начинает перестраивать свое отношение к собственной жизни и близким и приобретает тем самым совершенно новый опыт. В этой статье мы объединили различные, разработанные разными авторами форматы работы в рамках нейро-лингвистического программирования (НЛП), общее в которых – направленность на такую трансформацию прошлого, личностной истории человека, которая способна привести к позитивным изменениям в его настоящем и расширить ресурсы перед встречей с будущим. Эти форматы работы по-разному позволяют переформировывать восприятие человеком своего прошлогo и опираются на различные механизмы, в силу чего, как показывает психотерапевтический опыт, существуют определенные нюансы в показаниях к их применению. Описывая эти процедуры, мы не будем всякий раз оговаривать, что каждая из них предполагает тщательную идентификацию проблемы в начале и экологическую проверку эффективности работы на завершающих этапах, опирающихся на точную калибровку состояния клиента. I ФОРМАТ разработан как гибкая последовательность шагов Р.Бендлером и Дж. Гриндером [2] и получил название "изменение личностной истории». Суть работы в этом формате состоит в том, чтобы помочь клиенту найти в настоящем ресурс, который не был, ему доступен в прошлом, затем внести найденный ресурс в его личностную историю, изменив тем самым его переживание некоторых событий жизни и закрепив ресурс для будущего поведения в аналогичных ситуациях. Формат наиболее целесообразен в тех случаях, когда обнаруживается серия похожих ситуаций, в которых клиент чувствует себя неадекватным, неуспешным, скованным и т.д. и поведение в которых он хотел бы изменить. При этом клиент не может назвать первопричину своих проблем и ее не удается выявить в беседе. Часто бывает так, что в основе проблем — не единственное событие, а несколько. Этап 1. Ставится якорь на негативное переживание, и, удерживая его, осуществляется возрастная регрессия. Цель регрессии – найти в прошлом клиента ситуации, в которых он чувствовал себя подобным образом. Важно найти несколько аналогичных событий. При появлении признаков отчетливого переживания неприятного события всякий раз ставится новый якорь. Этап 2. Возврат в настоящее. Терапевт помогает клиенту найти ресурс. который бы помог ему иначе, более позитивно, пережить выявленные события, лишить переживание его резко негативной окраски или даже сделать его положительным. Ставится ресурсный якорь. Этап 3. С помощью якоря каждой выявленной ситуации (события) клиенту помогают вернуться в прошлое и постараться на основе ресурсного якоря преобразовать отношение к нему. Необходимо тщательно калибровать состояние клиента и, если pecyрc оказывается недостаточно мощным, вернуться на этап 2. Таким же образом прорабатываются все выявленные события, для них может использоваться целый набор ресурсов. Этап 4. В экологической проверке эффект должен проявляться и невербально, и в субъективном отчете клиента: при правильной работе он затрудняется вспомнить другие похожие события. Этап 5. Подстройка к будущему без использования якорей. Работая в этом формате, важно не торопиться. Лучше разделить работу на несколько сеансов, но при этом стремиться к скрупулезному исследованию каждой из выделенных ситуаций, подключая все репрезентативные системы клиента, настойчиво добиваться визуализации, детально фиксировать все достигнутые результаты. Блестящее исполнение этой техники Милтоном Эриксоном в течение нескольких сеансов с подключением не только ресурсов клиентки, но и созданных психотерапевтом, с использованием трансового языка читатель может найти на страницах книги "Человек из февраля" [4]. Формат хорошо использовать в начале семейной психотерапии, он позволяет снять груз накопившихся обид и тягостных переживаний у партнеров, чтобы затем перейти к поискам конструктивного выхода из актуальной ситуации. II ФОРМАТ описан К. и С.Андреасами [1], он близок по сути предыдущему, но больше ориентирован на нейтрализацию сильных неприятных переживаний, таких, например, как многочисленные обиды и оскорбления с юных лет. Такие люди, как известно, недоверчивы в отношениях с близкими и сами часто становятся обидчиками. Кроме того, использование этого формата работы позволяет восстановить связь с историей жизни клиента, в которой есть не только неприятное, болезненное и тягостное, но и позитивное, могущее стать источником новых возможностей, но клиент склонен все это амнезировать, как бы полностью порывая со своим прошлым. Работая с субмодальностными техниками, К.Андреас и С.Андреас обнаружили, что быстрое движение назад, сквозь негативные события "стирает" большинство красок; визуальные представления становятся как бы потухшими, прозрачными и даже могут выпасть из личной линии прошлого. Напротив, быстрое прохождение по линии времени вперед сквозь приятные события делает воспоминания более яркими. Процедура работы в этом формате включает несколько достаточно длительных этапов. Этап 1. Подготовка. На этом этапе нужно найти три ярких неприятных события в прошлом клиента, которые вызывают у него негативные переживания, и применить к ним последовательно технику быстрого освобождения от неприятного переживания (подходит любой вариант визуально-кинестетической диссоциации, например, техника "кино"). Работать важно достаточно быстро, но так, чтобы клиент учился делать это самостоятельно. Этап 2. Работа на этом и последующих этапах осуществляется в состоянии транса. Первоначально проводится сортировка: попросите подсознание клиента (сохраняйте рапорт!) отделить все неприятные воспоминания от остальных, получите сигнал о том, что это произшло, и вновь обратитесь с просьбой применить к отдельным неприятным воспоминаниям ту технику, которая была освоена на первом этапе. Этап 3. Перекодирование неприятных воспоминаний: вновь обратитесь к подсознанию клиента и попросите выстроить воспоминания по порядку и выбрать среди них лишь неприятные. Таким образом, события прошлого клиента выстраиваются в два хронологических ряда: тягостные и отдельно – все остальные. Попросите клиента встать спиной к линии неприятных переживаний и очень быстро пройти сквозь них к моменту рождения. Вернитесь к настоящему. Этот этап выполняется, в частности, для того, что часто после проработки ряда неприятных воспоминаний "всплывают" особенно тягостные и болезненные, глубоко вытесненные воспоминания, например, сцены перенесенного в детстве насилия. Этап 4. Воссоединение с приятными воспоминаниями. Попросите подсознание клиента вновь хронологически выстроить события жизни и на этот раз выбрать только приятные, а затем – перенести себя к моменту рождения и быстро двигаться, буквально пронестись по линии приятных воспоминаний вперед, к настоящему, переживая и сохраняя крепкую связь с каждым из них (необходимо внимательное трансовое поведение, в котором важно закрепить эту связь). Этап 5. Присоединение к будущему: помогите клиенту перенести сформированный способ восприятия приятных и неприятных событий в будущее. III ФОРМАТ работы создан Р.Бендлером и получил название "разрушение решений" [1]. Он предназначен для работы с теми травмирующими жизненными событиями, которые стали источником важных жизненных выводов человека – убеждений, сильно влияющих на поведение, реагирование на жизненные обстоятельства. Некоторые убеждения формируются в результате какого-то одного чрезвычайного события, другие — под влиянием серии менее важных. Непосредственно изменить травмирующие переживания в этих случаях часто бывает сложно, слишком сильна эмоциональная реакция (Р.Бендлер сравнивал прямые воздействия в таких случаях с попыткой построить дом во время землетрясения), однако можно создать мощные позитивные переживания, позволяющие преодолеть травмирующий опыт. При этом позитивное переживание должно на линии времени оказаться раньше тягостного события (событий), как бы post factum вооружая клиента ресурсом для преодоления его негативных последствий. Если работа выполнена правильно, то хотя клиент и осознает, что он сам создал "фиктивное" воспоминание, оно тем не менее приобретает неосознаваемую силу воспоминания реального. В работе очень важно знать, когда начались неприятные события. Если точно выяснить время первого неприятного события не удается, то необходимо установить хотя бы границу благоприятного периода жизни до неприятностей. Этап 1. Выявляются субмодальностные характеристики ярких, врезавшихся в память клиента позитивных воспоминаний. На этой основе создается новое мощное позитивное переживание, для чего терапевт выясняет у клиента, какие события могли бы облегчить переживание травмирующего опыта, подготовить к нему. Это может быть даже вполне фантастическая ситуация. Этап 2. "Примерка": помогите клиенту представить событие, определенное на первом этапе, как если бы оно произошло до травмирующего; придайте в представлении клиента этому событию субмодальности реального яркого приятного воспоминания. Ни в коем случае не следует торопиться. В завершении этапа попросите клиента представить, как он вновь воспринимает травмирующую ситуацию. По ходу выполнения всего этапа обязательна тщательная калибровка состояния клиента. Этап 3. Использование вновь созданного позитивного "воспоминания'' в целях преодоления травмирующего опыта. Попросите клиентa, сохраняя то воздействие, которое оказало вновь созданное позитивное переживание, быстро пронестись вперед по линии времени, замечая, как изменяются и переоцениваются его прошлые переживания в свете нового опыта. Очевидно, что эта работа более эффективна в трансовом состоянии. Завершите присоединением к будущему. Этот формат работы ставит много вопросов, которые интересно исследовать. В частности, не известно, как соотносятся субмодальностные характеристики мощных позитивных и столь же мощных негативных воспоминаний, отличаются ли друг от другa субмодальности разных ярких приятных воспоминаний и, если это так, то что между ними общего. Используя этот формат, следует иметь эти соображения в виду и осуществлять необходимые проверки. На наш взгляд, этот формат работы открывает очень большие возможности для внесения психотерапевтических изменений, в том числе очень глубоких, касающихся Я-концепции клиента и его способности к совладающему поведению. IV ФОРМАТ - "ре-импринтирование" [3] ориентирован на работу с так называемыми импринтами – единичными впечатлениями, глубоко укоренившимися в подсознании человека, влияние которых не поддается сознательному контролю, иррационально и часто негативно. Это влияние можно заметить по некоторым высказываниям клиента, в которых он проявляет глубокую убежденность в их правильности, но не состоянии эту убежденность разумно аргументировать, однако и разубеждению не поддается. Аргументы клиента при этом личностны, субъективны, даже инфальтильны, контраргументов собеседника он «не слышит". Иными словами, ре-импритинг имеет дело с "импритингоподобно" укоренившимися убеждениями человека. Чтобы проконтролировать "импритинговое" происхождение убеждения клиента, полезно спросить: "Что случится, если вы поступите иначе, не в соответствии со своими утверждениями?". В ответ клиент демонстрирует сильное негативное "мега-чувство" (Р.Дилтс), отказ искать выход, переживание бессмысленности, безвыходности, безысходности — то, Р.Дилтс обозначает как "тупик" ("Иначе никак нельзя, потому нельзя"). Хотим обратить внимание на то, что клиент при этом вполне конгруэнтен. Если появляются асимметричные невербальные проявления, то скорее всего имеют место конфликтные убеждения, с которыми следует работать иначе. Этап 1. Удерживая якорь, поставленный на "мега-чувство", осуществите погружение клиента в прошлое, цель которого — поиск события, ставшего основой импринта. Как правило; это детство до 5 лет. Этап 2. Продолжая удерживать якорь, помогите клиенту выразить словами его убеждение, отражающее опыт переживания этого события. Важно удерживать клиента в негативном переживании, из которого он, естественно, стремится вырваться. Этап 3. Помогите клиенту выйти в позицию наблюдателя, посмотреть на ситуацию со стороны (используя, например, технику "кино") и попросите его выразить те мысли, которые у него при этом возникают. Здесь важно помочь клиенту найти позитивные моменты в ситуации для него самого и других участников (вторичные выгоды), например, другой, как правило, близкий и значимый человек имел добрые намерения... Этап 4. Удерживая клиента в позиции наблюдателя, попросите его для каждого участника события последовательно найти новые ресурсы ("Если бы мама в тот момент имела время и желание понять… если бы она подумала о будущем..."), включая его самого. Каждый найденный ресурс якорится. Затем клиента просят "подарить" соответствующие ресурсы всем участникам. В этой работе важно бывает преодолеть часто резко негативное отношение клиента к участникам события ("Я не хочу дарить ей доброту, я ее ненавижу", — говорит клиентка Г.). Этап 5. Попросите клиента вновь с позиции наблюдателя просмотреть событие, но такое, в котором каждое действующее лицо уже имеет новые ресурсы. Этап 6. Дилтс рекомендует здесь, с опорой на ресурсные якоря, дать возможность клиенту пережить событие с позиции каждого участника ("войти в его тело и увидеть событие его глазами"). Через этот опыт необходимо пройти столько раз, сколько нужно, чтобы результат стал стоек (калибровать состояние клиента!). Этап 7. Попросите клиента пересмотреть свои убеждения в результате полученного опыта (и новых ресурсов!). Этап 8. Удерживая ресурсный якорь клиента, верните его и прошлое и попросите пережить событие по-новому. И начинайте двигаться в настоящее, обращая внимание клиента на то, как изменяется его отношение к другим событиям его жизни. Этап 9. В экологической проверке отслеживается, как изменилось убеждение, с которого была начата работа. Завершается работа присоединением к будущему. V ФОРМАТ SCORE расшифровывается как последовательность "Симптом — Причина — Желаемый результат — Ресурсы — Эффект". Этот формат работы многоцелевой. Он может использоваться как диагностический инструмент, позволяет останавливаться и прорабатывать каждый элемент отдельно. SCORE открывает возможность буквально со стороны увидеть связь симптомов и их причин, ресурсов и желаемых результатов. Клиенту становятся глубоко понятны причины проблемного состояния и пути выхода из него. Гибкая система ресурсов, которая здесь создается, может быть использована как для устранения причины, так и для перевода в желаемое состояние. И, наконец, SCORE учит клиента систематически видеть себя и свою жизнь со стороны, в качестве наблюдателя, самостоятельно делать с собой полезную работу. SCORE, как показывает опыт, лучше всего применять тогда, когда не ясна причина проблемного состояния, но можно определить время возникновения симптома. Этот формат относится к группе пространственных, таких, как трехпозиционное описание, работа нейрологическими уровнями, некотрые форматы работы с убеждениями и созависимостями. Фиксированной последовательности шагов SCORE не имеет, это гибкая процедура, ориентированная на детальную проработку связок симптома и его последствий, в том числе вторичных выгод, симптома и его причин, желаемого результата и отдаленных эффектов, опирающаяся на создание набора ресурсов. Формат SCORE интегрирует многие достижения в психотерапии, в частности, можно проследить связь с широко известной техникой М.Эриксона "Семь хрустальных шаров". Но если эта трансовая техника предполагает опору главным образом на идеаторные процессы, то процедура SCORE усиливает изменения за счет, во-первых, подключения пространственных якорей и, во-вторых, возможности остановки и самостоятельной проработки любого этапа. ЛИТЕРАТУРА
//Проблемы психологической службы. Выпуск 2: сборник научных трудов / Под ред. Брагиной Е.А. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 76 с. С. 48 – 56. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|